ВТОРНИК, $ МАЯ 1945 г. № 106

(8716)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУ

ТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников

О чудовишных преступлениях германского правительства в Освенциме

(Окончание. Начало на 2-й стр.).

бенной жестокостью... Когда мы прибыли
в Освенцим, нас-с женой разлучили, я ее
уже больше не видел. Впоследствии я уз-
нал, что ее в лагерь не приняли. Нет с9-
мнения, что мою жену ‘убили обычным

Лагери Освенцима—конвейеры смерти

Rak ycTaHOBaeHo paccaerzopanuem, B Oc-
венцимских лагерях, кроме людей, пред-
назначенных для опытов, постоянно со-
держалось около 200 тыё. узников для
эксплоатации на самых изнурительных
каторжных работах. На этих работах лю-
ди доводились до крайнего истощения,
после чего, как негодные, истреблялись.
Каждую неделю немецкие врачи произво-
дили среди заключенных отбор («селек-
цию»), в результате которого всех боль-
ных и потерявших  трудоспособность
умерщвляли в газовых камерах, Вместо
них общий состав заключенных постоян-
но пополнялся отобранными из приходя-
щих эшелонов. Это была организованная
система страшного конвейера смерти:
одни умерщвлялиеь, другие ставались на
их место, беспощадной эксплоатацией до-
водились до истощения и болезней и в
свою очередь направлялись в газовые ка-.
меры.

В 1941 году немцы близ Освенцима
развернули строительетво крупного воен-
ного химического завода И. Г. Фарбен-

индустри, а также военного завода взры-
вателей и запалов для ‘бомб и снарядов.
Строительство проводили фирмы Крупи,
затем Унион и другие. Десятки тысач
освенцимеких узников разных нацио-
нальностей — русские, украинцы, бело-
русеы, поляки, французы, чехи, югосла-
вы, греки, бельгийцы, голландцы, италь-
янцы, изнемогая от свиреной эксплоата-
ции, работали на этих строительствах, а
также на осушке болот, в шахтах, на
строительстве дорог.

От бараков концлагерей к местам рабо-
ты было 7—8 километров. Эсэсовцы вы-
страивали людей в тысячные колонны и
под вооруженной охраной, окруженных
надемотрщиками с палками и собажами,
гнали на работы. В процессе работ эс-
эсовцы, надемотрщики и мастера зверски
избивали каждого: одного за то, что разо-
тнул спину, другого за то, что мало
земли забрал лопатой, третьего за мед-
ленную работу, четвертого побоями за-

ставляли возить тачку с породой бегом.
Мастера приговаривали: «Фирма платит
за тебя четыре марки, ты должен рабо-
тать, как лошадь».

Tex, кто падал от изнеможения, здееь
же на месте расстреливали. Места работ
были одновременно местами массовых
убийств заключенных. Убийства всячески
поотрялиеь начальством. Обершетурмбан-
фюрер Либегеншель издал приказ © вы-
плате эсэсовцам 60 марок за каждого
убитого заключенного «при покушении
последнего на побег». В погоне за этой
премией охранники безнаказанно убивали
людей.

06 истреблении заключенных на строи-
тельных участках Освенцима рассказал
бывший заключенный бельгиец Штазмаи
Морис: <...В августе 1943 года я работал
на площадке строительства завода И. Г.
Фарбениндустри. В один из дней эсэсовцы
привели йа эту площадку 400 заключен-
ных, среди которых были югославы, гре-
ки, французы и бельгийцы, завели их в
выкопанный ров и начали живыми зака-
пывать. Погибающие на разных языках
просили о помощи, а рядом эсэсовцы
обращались к нам: «Сметрите да лучше
работайте, а то и с вами будет то же».
Спустя две недели нас перебросили под-
готовить площадку для одного из строе-
ний лагеря Аушвиц. Эсэсовец Лосман с
‘группой других эсэсовцев отобрали из нас
`30 чел., завели их в выконанную яму и
закопали по плечи. Затем сели на лоша-
дей и начали скакать по площадке, зада-
вив всех 30 человек».

Огромная площадь Освенцимеких болот
стала могилой многих тысяч людей раз-
ных национальностей. Здесь работало
свыше 300 команд — от 50 до 1.200 чел.
в каждой. Бесчеловечные условия труда
в болотах во все времена года, избиения,
убийства и насилия приводили в тому,
что никто из работавших не выживал
больше 2—3 месяцев. Люди умерщвля-
лись на самих болотах или после потери
трудоспособности их убивали вливаниями
фенола в сердце. либо в газовых камерах.

60-летний инженер-мелиоратор из Вен-
грии Кениг Яков, работавший на болотах
в качестве простого землекопа, показал:
«..Я был в команде по осушке болот, в
которой насчитывалось 400 чел... Над-
смотрщики из числа немецких уголовни-
ков избивали людей палками и лопатами
до потери сознания. В нашей команде ра-
ботали мужчины и женщины всех возра-
стов. Много было людей интеллигентного
труда — врачей, педагогов, профессоров.
Из одной только Югославии простыми
землекопами работали 14 инженеров».
` Бывший заключенный, бельгиец Май-
зелье Симон, сообщил: «Из нашей коман-
ды в 1.200 чел. в течение 3 месяцев
1944 года ежедневно приносили по 100 и
200 трупов замученных на работе людей,
вместо которых команды пополнялись но-
выми жертвами».

Особенно свирепствовали немецкие па-
лачи над советскими пленниками, кото-
рые, как правило, по прибытии в лагерь
сразу же уничтожались и только в виде
исключения из них оставляли наиболее
трудоспособных.

В канцелярии лагеря найден .следую-
щий приказ о советских гражданах:

«Ораниенбург, 15 ноября 1941 года.
Секретно.

Рейхсфюрер СС
Инснектор концлагерей
Полиция (Освенцим: 14 ф 14 Л) OT

Касается: казни русских военноплен-

\ HEX,

способом. В марте 1944 года эсэсовцы
уничтожили Tak же мою свояченицу ©
двумя детьми и мою племянницу 38 лет.
В июле 1944 года погибла так же моя
сестра».

Тагерным комендантам концентрацион-
ных лагерей.

Копии: лагерным врачам, лагерфюреру
заключенных под надзором, управлениям.

Рейхефюрер СС и шеф германской по
лиции дал свое принципиальное согласие
откладывать казнь для тех из общего ко-
личества русских военнопленных, направ-
ленных для казни в концлагери (особенно
комиссаров), если они по своему физиче-
скому состоянию способны работать на
каменоломне. Для этого мероприятия не-
обходимо получить согласие начальника
полиции безопасности и пелиции СД. По-
этому приказываю:

По прибытии эшелонов для казни в ла-
гери, физически здоровые русские, годные
для работы на каменоломнях, отбираются
начальником лагеря (Е). и главным загер-
ным врачом. Именной еписок отобранных
русеких в двух экземилярах должен быть
нам направлен. На этом списке лагерный
врач должен отметить, что не возражает
против привлечения этих лиц на работы
с медицинской точки зрения.

Поеле получения согласия со стороны
начальника полиции безопасности и по-
лиции СД, пересылка соответствующих
русских в каменоломни будет отсюда

оформлена приказом.
Подпись ГЛЮКС

фюрер бригады СС и генерал-майор».

На основании этого приказа часть со-
ветских пленников оставляли для самых
тяжелых изнурительных работ, при этом
отношение к ним со стороны эсэсовцев и
надсмотрщиков было наиболее жестоким
и бесчеловечным.

Житель города Освенцим Гандзлик Ма-
риан показал: <..Зимой 1941 года, в
35-градусные морозы, по дороге из лагеря
Освенцим в село Бабице ежедневно в те-
чение двух недель, как скот, гнали плеть-
ми и палками русских военнопленных.
Многие из них были без шапок, в одних
гимнастерках, в одних кальсонах, с изо-
рванной обувью. Вечером из села Бабице
направлялось несколько подвод, полные
трупами этих русеких военнопленных. На

каждой подводе наверху сидели ие 18а   бирали от. матерей и ‘умерщваяли,, При.

три их товарища, с обмороженными ли-

цами, руками и ногами, до крайности
измученные».

Титлеровцы беспрестанно требовали от
своих подчиненных новых и новых
убийств. 14 февраля 1944 года началь-
ник гарнизона Освенцим оберштурмбан-
фюрер Либегеншель издал приказ, в ко-
тором говорится следующее:

«...Продолжительными личными наблю-
дениями я установил, что на всех рабочих
местах, кроме военных заводов, работает
слишком много заключенных, рабочая <и-
ла которых не использована. Они лентяй-
ничают.. Мы знаем, что для повышения
производительности труда заключенных
необходимо усилить надзор CO стороны
младшего командного состава СС, но мы
также знаем, что такого состава добавоч-
ного в нашем распоряжении нет, так как
он или находится на фронте, или несет
службу на других важных участках. Мы
сами себе поможем... Ясно, что тут сле-
дует действовать быстро, и я надеюсь, что
каждый от себя сделает то, что необхо-
AMMO...»

В результате этого приказа каждый ве-
чер со всех концов Освенцимеких лаге-
рей—6 заводов, из болот, из шахт ——тя-
нулись к баракам страшные процессии:
окроваваенные, измученные узники, окру-
женные эбсэсовцами и надомотрщиками ©
огромными сворами собак, несли на дере-
вянных носилках трупы своих товарищей.
Во время вечернего смотра заключенные
становились в строй, перед ними в ряды
складывалиеь трупы замученных за день,
и надемотрщики докладывали начальни-
кам о выполнении приказа Либегеншеля.
Начальство благедарило тех из них,
команды которых приносили наибольшее
количество трупов. Здесь же перед строем
били палками провинившихся заключен-
HBIX. ,

‚ Е страшным условиям каторжной рабо-
ты прибавлялись кошмарные условия
жизни в бараках. В бараках, расечитан-
ных на 400—500 чел., немцы помещали
по 1000—1500 заключенных. Голод, б9-
лезни, истязания, антисанитарные усло-
вия— все создавалось © определенной,
продуманной целью быстрейшего истреб-
ления заключенных.

Судебно-медицинская комиссия, осви-
детельствовав 2.819 спасенных Ераеной
Армией узников Освенцима, устаповила,
что 2.189 человек, или 91%, больны от
крайнего истощения и 223 человека боль-
ны туберкулезом легких. Экспертизой
также установлено, что немцы подвергали
заключенных иетязаниям, в: результате
которых У обследованных Комиссией лю-
дей обнаружены переломы ребер, конеч-
ностей, позвонков, костей лица, разлеч-
ные ранения, язвы, обморожения кистей
и стоп. Очень многие из освобожденных
страдают тяжелыми нервно-психическими
заболеваниями.

Судебно-медицинской комиссией произ-
ведено вскрытие 536 трупов заключен-
ных, найденных в разных местах на тер-
ритории лагерей. Установлено, что в 474
случаях (88,3%) смерть последовала от
встощения.

Убийцы детей

Сотни тысяч детей в возрасте от груд-
ного ребенка до 16 лет истребили гитле-
ровские изверги в Освенцимеком лагере.
Как правило, прибывавших в эшелонах
детей немцы сразу же направляли в газо-
вые камеры и там истребляли. Только не-
большую часть. здоровых подростков
оставляли для лагерных работ.

Следетвнем установлено, что детей в
возрасте от 8 до 16 лет немцы наравые со

взрослыми изнуряли на тяжелых физиче-
ских работах. Непосильный труд, иетяза-

ния и побои быстро доводили каждого ре-

бенка да полного истощения, и тогда его!

убивали.
Buin заключенный Гордон
врач из города Вильнюс, показал; <...

Яков;

начале: 1943 года в лагере Биркенау бы-

ли отобраны 164 мальчика и отвезены в
больницу, где при помощи уколов в серд-
це карболовой кислоты все они были
умерщвлены».
Бывшая заключенная Бакаш Вельд-
траут, из города Дюссельдорф (Герма-
ния), показала: «В 1943 году, в то вре-
мя, (когда ‘мы ‘огораживали крематорий
№ 5, я лично видела, как эсэсовцы брэ-
сали в горящие костры живых детей».
Вот что рассказывают сами дети,   спа-
сенные. Красной Армией, о мучениях, ко-
торым подвергали их фашистские звери.
Мальчик Мудианов Самий, 1930 года
реждения, житель города Род (Италия):
«...Hac, детей, заставляли работать по
1520 человек — на лямках возить гру-
женые повозки с разным грузом, но бозль-
ше отвозили трупы умерших к снециаль-
ному блоку, тде они складывались и от-
туда увозились в крематорий. Работали
мы с 4 часов утра до вечера. В конце ок-
тября 1944 года производивший проверку
немец дал нам «кару» за то; что не было
чисто в блоке. Нас 150 чел. построили на
улице около блока и отвели в купальню,
где раздели донага, облили холодной во-
дой, голых поведи по улице в свой блок,
после чего многие из детей заболели».
9-летний мальчик Леринциакош Анд-
раш, уроженец города лез (Венгрия),
показал: <...Когда нас пригнали в лагерь в
22-й блок, там нас били, особенно приста-
вленные к нам женщины-немки. Били пал-
ками. За время пребывания в лагере у ме-
ня доктор. Менгеле брал много раз кровь...
В ноябре месяце 1944 года всех детей пе-
реводили в`лагерь , B «Цыганский» ла-
герь; при проверке одного из нас не ока-
залось. Тогда начальница женского лагеря
Брандем и ее помощник Мендель выгнали
нас всех на улицу в час ночи, и, мы иро-
стояли на морозе до 12 часов дня...».
Детей; родившихся в лагере, эсэсовцы

выявлении у прибывших женщин беремен-
ности, их немедленно выделяли 8  о6обый`
барак, гле вызывали у них преждевремен-
ные роды. В случае сопротивления бере-
менных женщин ‘направляли в газовую
камеру.

Бывшая заключенная Флякс
Исааковна, из города Нраков, показала:
<«...У многих женщин, прибывитих в авгу-
сте 1944 года в лагерь, имелись дети в
возрасте от 5 до 12 лет. Все они, по при-
бытии в лагерь, вмеете с матерями были
отправлены в крематорий. Я прибыла с
семимесячной беременностью. При осмот-
ре врач СС Кениг обнаружил у меня бе-
ременность и направих в барак В-3 (Бир-
кенау). Там было 65 таких же женщин.
Через 3 дня мне сделали укол в область
бедра с целью вызвать преждевременные
роды. Такие уколы проделывали четыре
дня. На пятый день я родила ребенка, ко-
торого у меня забрали. В бараке за мое
пребывание таких случаев я видела 14.
Новорожденные или преждевременно ро-
жденные увозились неизвестно куда».

Среди освидетельствованных врачами
освобожденных узников Освенцима имеет-
ся 180 детей, из них: в возрасте до
8 лет — 52 чел., от 8 до 15 — 128 чел.
Вее они в лагерь прибыли в течение вто-
рого полугодия 1944 года, т. е. находи-
лиеь в лагере от 3 до 6 месяцев. Все 180
детей были подвергнуты медицинскому
освидетельствованию, которым установае-
но, что 72 ребенка больны легочно-желе-
зистым туберкулезом, 49 детей — али-
ментарной дистрофией (крайнее истоще-
ние), 31 ребенок имеет обморожения ит. д.

Уничтожение
интеллигенции

В 0Освенцимеком лагере немцы уничто-
жили десятки тысяч` видных ученых и
представителей
стран.

Фудри Андрэ, уроженец города Самет
Дипуэн, рассказал комиссии следующее:
<...Йз 600 французов, прибывших в лагерь
вместе со мной, через несколько месяцев
большинство погибло. Среди них: эконо-
мист Бюро Эмиль, профессор. лицея гор.
Комньен Жаан, депутат департамента Лоди
Гарон Фихинио, бургомистр тор. Вильиви-
фе Лебигу, педагоги — Годо и’Бру, ин-
женер-архитектор Молине и др.»:

Профессор Каермон-Ферранского уни-
верситета Лимузен Анри сообщил: «...В
ноябре 1944 года меня из лагеря в Дахау
отправили в Освенцим, как специалиста
по патологии. Здесь я пробыл приблизи-
тельно месяц в карантинном блоке, где
должен был чистить уборные, полы и но-
сить обеды тем заключенным, которые
находились в тюрьме».

В Освенцимеком лагере были убиты:

известный голландекий профессер-эконо-
мист — Фрейда, доктор Лавослав, инже-
нер Кимар, доктор-инженер Эндоклян —
из Югославии, польский инженер `Вис-
невский, магистр фармации гор. Варша-
вы Тайхерт, польские профессора: Гели
чикевич и Рюбарский,  чехословацкие
профессора: невропатолог Отто Ситик,
психиатр Лео Таусик; хирург Ян Левит,
знаменитый адвокат-из Вены Краус, ге-
нерал — врач французской армии, док-
тор #06 и многие, многие другие. Все они
были замучены на непосильных работах
или задушены в газовых камерах.

Софья!

интеллигенции разных

В Чрезвычайную Государственную Во-
миссию поступило «Обращение к между-
народной общественности» на трех язы-
ках — немецком, венгерском и француз-
ском; — за подписями 27 бывших заклю-
ченных Освенцимского лагеря — профес-
соров, докторов, инженеров, адвокатов,
студентов и других представителей ин-
теллигенции разных стран. Обращение
начинается следующими словами: «Мы,
ниженодписавишиеся, освобожденные ве-
ликой Красной Армией от кровавого на-
  циетского ‘господетва, обвиняем перед
международной общественностью герман-
 ское правительство под ‘руководством
Адольфа Гитлера в проведении величай-
 ших в истории человечества массовых
убийств, зверств и увода: в. немецкое раб-

В! ство...»

Кончается это Обращение следующими
словами; «Мы обращаемся к международ-
ной общественности с просьбой выяснить
судьбу миллионов исчезнувших людей
всех национальностей и принять все ме-
ры для спасения миллионов заключенных
всех народов, еще томящихея в гитлеров-
ской Германии. Чудом спаслись мы во
время отступления нацистов из лагеря
Освенцима. Хотя гитлеровцы отступали в
панике, ‘они увели с собой около 58 ты-

Гитлеровцы

В Освенцимском лагере гитлеровцы
разоблачили себя перед всем миром не
только как кровавые убийцы беззащитных
людей, но и как жадные грабители своих
жертв. Миллионы людей, привозимых из
разных стран в концлагерь Освенцима, в
первый же час их пребывания подверга-
лись организованному  ограблению. Все
веши: чемоданы, одежда, постельные при-
надлежноети, вилоть до нательного белья
и обуви, забирались эсэсовцами в специ-
ахьно ностроенные и оборудованные скла-
ды и направлялись в Германию. Часть

1. Мужекой верхней и нижней
2. Менской > >

3. Женской обуви

4. Мужской обуви

5. Ковров

В складах также обнаружено большое
кохичество бывших в употреблении у за-
ключенных: зубных щеток, кисточек для
бритья, очков, огромное количество зуб-
ных протезов, всевозможной посуды. Там
найдено большое количество детской
одежды: рубашки, распашонки, штаниш-
ки, пальто, шапочки. Кровавые руки гит-
леровских детоубийц тщательно пересчи-
тывали эти вещи убитых ими детей и от-

правляли в Германию. a
‚ Осмотром вещей, обнаруженных в скла-
ах. комиссия установила, что все они

На кожевенном заводе Освенцимекого
лагеря 7 марта 1945 года комиссией бы-
‚ли обнаружены 293 тюка запакованных
женских волос, общим весом 7 тысяч ки-

Тщательно заметая следы своих чудо-
вищных преступлений в Освенциме, нем-
‘цы перед. своим отступлением старатель-
но уничтожали. все документы, могущие
показать всему миру точное количество
людей, уничтоженных ими в Освенцим-
ском лагере. Но сооруженная немцами в
лагере мощная техника человекоубий-
ства, показания освобожденных Красной

Продолжительность
существования кре-

Номера крематориев.
матория (в месяцах)

& 1 24
№2 19
№3 18
№ 4 17
&5 18

Учитывая применение немцами в широ-
ких масштабах костров для сожжения тру-
пов, общая пропускная способность co-
оружений для убийства людей в Освенци-
ме должна быть значительно повышена.

Однако, применяя поправочные коэф-
фициенты на недогрузку крематориев, на

К суровому ответу

`Чудовищные преступления, совершен-
ные немцами в концлагерях Освенцима,
проводились по директивам гитлеровского
правительства и под руководством палач:
рейхефюрера СС и полиции Гиммлера. Не-
посредотвенными исполнителями злодея-
ний являлись: начальник лагерей Герма-
нии генерад-лейтенант CC и полиции
Глюкс, начальник Главного. Санитарного
Управления концлагерей генерал СС и по-
линии Поль, начальник строительства
концаагерей генерал-майор СС. Каммлер,
предетавитель фирмы <«Тонф и сыновья»
старший инженер. Прюфер, начальники
лагерей: ^ оберштурмфюрер Поллячеть,
штурмбанфюреры Тесс, Бер и Шварц; ко-
менданты лагерей: оберштурмбанфюрер
Тибегеншель (он.же начальник гарнизо-
на), штурмбанфюрер Враус, гауптитурм-
фюрер Аумеер, `оберитурмфюрер Гофман,
оберштурмфюрер Гесслер, оберштурмфю-
рер Иостен, оберштурмфюрер Шварцубер;
начальники крематориев Освенцима: 0бер-
шарфюрер Молль, обершарфюрер  Богер,
унтершарфюрер  Шетер, — ротенфюрер
Шульц; начальник рабочих команд обер-
штурмфюрер Селл; начальник  строитель-

ВСЕГО:

сяч заключенных из лагеря Освенцима и
филиалов. Люди эти, истощенные от го-
лода, должны были итти нешком, но
вряд ли большинство из них могло прой-
ти больше, чем несколько километров...
Мы полагаем, что при дальнейшем про-
движении фронта в глубь Германии та
же судьба ожидает всех людей, еще на-
холящихся во власти кровавых нацистов.
Мы, нижеподнисавшиеся, обралцаемся к
международной общественности  воюю-
щих и нейтральных государств и к их
правительствам и во имя гуманности про-
сим сделать все возможное, чтобы звер-
ства и преступления нацистов в будущем
не повторялись, чтобы кровь миллионов
невинных жертв не была пролита напрас-
HO.

Мы просим, и вместе с нами просят
около 10 тысяч спасенных заключенных
всех национальностей, чтобы преступле-
ния и невероятные зверства гитлеровцев
не остались безнаказанными.

Спасенные бывшие заключенные 0бя-
заны своей жизнью доблестной Красной
Армии и просят международную общест-
венность и все нравительства принять
это к сведению и выразить благодарность
от нашего имени...»

—грабители

трудоспособных людей, которая остава-
лась на каторжных работах, вместо своих
вещей получала арестантскую полосалую
одежду.

На территории Освенцимекого лагеря
имелось 35 специальных складов для сор-
тировки и упаковки вещей и одежды, из
которых 29 немцы перед своим отступле-
нием под напором Красной Армии сожгли
вместе с находившимися там вещами. В
оставшихся 6 складских помещениях 06-
наружено:

одежлы — 348.820 комплектов
> 836:055 >

5.525 пар

—= 38:000 >

-.3 13.964 mr.

одежде, обуви и других вещах обнаруже-
ны фабричные марки Франции, Бельгии,
Венгрии, Голландии, Югославии, Чехо-
словакии и других государств. На чемода-
нах сохранились ярлыхи различных г9-
стиниц европейских городов.

Комиссия обнаружила на территории
лагеря 7 вагонов с одеждой и постельны-
ми принадлежностями, уже подготовлен-
ных немцами для отправки в Германию.
Из найденной в бумагах лагеря справки
за подписью обершарфюрера СС. Рейхен-
баха видно, что только в течение 47 дней,
с 1.ХП 1944 года по 151—1945 года,

принадлежали замученным и убитым лю- в лагере было обработано для посылки в
JAM различных национальностей. На! Германию: .
1) Детского платья и белья — 99.922 комплекта
_2) Женского > >» —- 192.652 >
3) Мужского >» > — 222.269 >
Всего: 514.843 комплекта.

лограммов. Экспертная комиссия устано-
вила, что волосы срезаны со 140 тысяч

женщин.

Гитлеровские бандиты убили в Освенциме,
более 4 миллионов человек

Армией узников .Освенцима, показания
200 опрошенных свидетелей, отдельные
найденные документы и другие вещест-
венные доказательства достаточно изо-
бличают. немецких палачей в том, что в
Освенциме ими уничтожены, отравхены и
сожжены миллионы людей. Только по
пяти крематориям (52 реторты) за время
их существования немцы могли уничто-
ЖИТЬ:

И И О Е А а

. Пропускная способ-
ность крематория по
сожжению трупог (в

один месяц).

Пропускная способ-
ность за весь период
существования.

АИ О а а

9.000 216.000
90.000 1.710.000
90.000° 1.620.000
45.000 765.000
45.000 810.000

279.000 5.121.000

отдельные простои их, техническая экс-
пертная комиссия установила, что за
время существования Освенцимекого ла-
геря немецкие палачи уничтожили в нем
не менее 4 миллионов граждан CCCP,
Польши, Франции, Югославии, Чехосло-
вакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Гол-
ланлии, Бельгии и других стран.

немецко - фашистских

мерзавцев

ного бюро штурмбанфюрер Бишоф; унтер-
шарфюрер Шумахер, обершарфюрер Влер-
ман, унтершарфюрер Лахман, обершар-
фюрер Эмерих, а Штибиц,
обершарфюрер Клаузен, обершарфюрер
Хартвик, унтершарфюрер Кадук, обершар-
фюрер Палич, оберштурмфюрер СС 30м-
мер; врачи лагеря: руководитель отдела
испытаний, майор доктор: Шмит, обер-
штурмфюрер — доктор Менгеле, унтер-
штурмфюрер Кениг, ротенфюрер Poze,
оберштурмфюрер—доктор Фишер, obep-
штурмфюрер— доктор Клейн, доктор Де-
ринг, гауптштурифюрер—доктор Вири,
оберштурмфюрер— доктор Тилло, штурм-
банфюрер— доктор Калауберг, профессор
Шуман, доктор Вабер,  ‘оберфельдфебель
Эмиль Колуб, оберштурмфюрер  Эндрес;
гаунтштурмфюрер — доктор Геотмерман,
гауптитурмфюрер— доктор Китт, гаупт-
штурмфюрер— доктор Горстман,  гаупт-
штурмфюрер— доктор Краус.

Все они так же, как и все те немцы,
которые принимали личное участие в

убийстве и истязаниях узников Освенци-
ма, должны предстать перед судом наро-
дов и понести заслуженную суровую кару.

eee

Ход подписки
на Четвертый
Военный Заем

бо всех концов Советского Союза про-
должают поступать сообщения 00 огром-
ном успехе Четвертого Военного Займа,
Дружная подписка свидетельствует о вы-
соком патриотизме советского народа. Во
многих местах она уже превысила наме-
ченные в реализации суммы.

x

© С большим патриотическим под’ёмом
подписываются на заём трудящиеся С0-
ветской Украины. Сумма подписки в рес-
публике уже превысила 2.874 миллиона
рублей. В Киеве вместо намечаемых в
реализации 114 миллионов рублей рас-
пространено займа почти на 119 миллио-
нов рублей. Дружно подписывается кре-
стьянство. Ha селе завм реализован на
1.190 миллионов рублей.

© В столице Молдавской ССР — Ви-
шиневе подписка составила 118 проц. на-
меченной к реализации суммы, в Тирас-
поле—142 проц., в Бендерах— 134 проц.
На крупные суммы приобретают облига-
пии займа колхозники Молдавии. В Ви-
шиневеком уезде Дмитрий Урсул подпи-
сался на 15 тысяч рублей и внес их на-
личными. Крестьянка Кагульского уезда
жена фронтовика Мария Иосс подписа-
лась на 8 тысяч рублей и тоже внесла их
наличными.

© В городе Златоусте (Челябинская
область) многие рабочие и служащие да-
ют взаймы государству больше месячного
заработка. На металлическом заводе под-
писка составила 125 проц. месячного
фонда заработной платы. Рабочий завода
тов. Буценич подписался на 6.000 руб-
лей, начальник цеха тов. Талалаев — на
7.000, заместитель директора завода тов.
Власов — на 10.000 рублей.

© Bee рабочие и служащие Калуги
подписались на заём. Они дали взаймы
государству 13.320 тысяч рублей, что
превышает месячный фонд заработной
платы.

© Трудящиеся города Кирова подпи-
сались на 41.960 тысяч рублей, что co-
ставляет 106,7 проц. намеченной в реа-
лизации суммы.

© В Грозном подписка была полно-
стью завершена еще 5 мая. Сумма под-
писки составила 25.164 тысячи рублей,
или 148 проц. месячного фонда зарпла-
Ты.

© Трудящиеся города Казани ¢ ог-
ромным воодушевлением встретили вы-
пуск займа. Подписка достигла 115.500
тысяч рублей — 108,5 проц. намеченной

® реализации суммы.

Пятьдесят лет
радио

Торжественное заседание
в Большом театре СССР

Вчера в Большом театре Союза ССР
состоялось торжественное заседание, по-
священное 50-летию изобретения радио
великим русским ученым А. С. Поповым.

В зрительном зале присутствовали
связисты — Герои Советского Союза,
деятели науки и техники, генералы и
офицеры Красной Армии, представители
Военно-Морского Флота,  стахановцы
предприятий.  радиопромышленноети, ра-
ботники радиовещания. В центре сцены—
в золотой раме, обрамленный гирляндами
живых цветов, — портрет А. С. Попова.
В президиуме — видные ученые, марша-
лы и тенералы, народные комиссары,
представители партийных и обществен-
ных организаций столицы, ближайший
сотрудник изобретателя радио — П. Н.
Рыбкин, дочь ученого —Р. А. Попова.

В почетный президиум под бурные,
долго не смолкающие аплодисменты из-
бирается Политбюро ЦЕ ВКП(б) во главе
© товарищем И. В. Сталиным.

Торжественное заседание открыл крат-
ким вступительным словом председатель
Юбилейного ‹ комитета академик Б. А.
Введенский.

—- Ровно полвека тому назад, — ска-
зал’ он, произошло одно из самых слав-
ных событий в истории русской науки:
русский ученый Александр Степанович
Попов на заседании Физико-Техничесвого
общества в’ Нетербурге продемонстриро-
вал изобретенные им, впервые в мире, ра-
диоприборы. Особенно широкое развитие
радио в нашей стране получило после
Великой Октябрьской социалистической
революции. Великие создатели Советского
государства Ленин и Сталин по достоин-
ству оценили богатейшие возможности
радио. В итоге сталинских пятилеток Co-
ветский Союз, обладающий ныне мошны-
ми радиостанциями, в области радиотех-
ники занял место в ряду передовых стран
мира, стал одним из крупнейших миро-
вых центров радиовещания. Вещание вг-
дется на 70 языках народов СОСР и 25
иностранных языках. Напомнив о заслу-
гах А. С. Попова, достойно отмеченных
специальным постановлением ‹Совнарко-
ма СССР, академик Введенский говорит
о том, что «День радио» 7 мая отныне
будет традиционным ежегодным праздни-
ком лля всей советской общественности
и особенно для работников радио, само-
отверженно выполняющих свой долг пе-
ред Родиной.

С хлокладом «Русский ученый А. С.
Понов — изобретатель радио» выступял
член-корреепондент Академии наук СССР
инженер-вице-адмирал А. И: Берг.

С докладом «Развитие радио за пять-
десят лет» выступил академик Б. А. Бве-
денский.

Участники торжественного заседания ©
огромным. воодушевлением приняли при-
ветствие товарищу Сталину, зачитанное
академиком С. И. Вавиловым.

По окончании торжественного заседа-
ния состоялся больной концерт, в кото-
ром приняли участие лучшие артистиче-
ские силы. столицы.

(ТАСС).

Г