От трудящихся города Минска, от минских партизан и партизанок

Письмо великому вождю народов—Верховному Главнокомандующем

5 августа 1944 г., № 185 (1752)

Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ.

Дорогой наш вождь, любимый отец
учитель и боевой друг, товарищ Сталин

В великие исторические дни, когда
героическая Красная Армия, сметая на
своем пути все преграды, ломая сопро-
тивление врага, под Вашим, товарищ
Сталин, руководством наголову  разби-
вает немецких захватчиков, изгоняет
их за пределы нашей Советской Родины,
трудящиеся столицы Советской  Бело-
руссии—г. Минска и минские партиза-
ны, партизанки mar Вам, дорогой
Иосиф Виссарионович, нашему 0свобо-
дителю и мудрочу полководцу советского
народа, евой искренний привет и сердеч-
ную благодарчость.

Доблестная Красная Армия в беспри-
мерных в истории войн битвах, одержи-
зая победу за победой, могучими уда-
рами сокрушает гитлеровекую военную
машину и неудержимо идет вперед на за-
пад.

На белорусской земле идет тграндиоз-
ная битва за полное освобождение на-
шей Родины от лютого врага; Героиче-
ские воины Красной Армии освободили
крупнейшие города Советской Белорус-
сии: Гомель, Витебск, Могилев, Мозырь,
Бобруйек, Оршу. Жлобин, Борисов, Pe-
чицу, Вилейку, Слуцк, Осиповичи, По-
лоцк, Молодечно, Барановичи, Лиду, Но-
вогрудок, Пинск и десятки других горо-
дов и тысячи сел. Знамя свободы раз-
воваетея над столицей Белорусской
ССР: — г. Минском — городом-воином,
городом-героем.

Тикует народ Советской Белоруссии,
прославляя = свою  освободительницу
Красную Армию. Свободно звучит род-
ная белорусская речь, и у всех на устах,
У вебх в сердцах Ваше имя, великий и
мудрый полководец. 5

Родной нали отец, товариш’ Сталин,
сейчае, когда немецкие полчища разби-
ты пол Минском и выбрешены из г. Мин-
ска п области, мы чувствуем с особой
силой, каким кошмаром были для нас
яни немецкой кровавой оккупации. Три
„Тода назад враг ворвалея в пределы на-
ей белорусской земли и захватил
Минск. Великое, неизмеримое горе пе-
ежили минчане под ярмом немецких
захватчиков. Смерть и разрушение при-
несли немцы. Все, что было так близко
и дорого каждому белоруссу, ° немецкие
захватчики хотели отнять и уничтожить.
Они ставили своей целью уничтожить
белорусский народ, его государетвен-
ную ° независимость и национальную
культуру, онемечить и превратить  сво-
бодных советских людей в своих рабов.
Титлеровцы поставили своей целью pas-.
тромить и разрушить наш чудесный го-
род Минск — столицу Советской Бело-
руссии, город труда и науки, центр 60-
пиалистической культуры. Onn paspy-
шили свыше 80 процентов. всех зданий
торола. Немецкие варвары ‘ло основания
снесли прекрасное здание Академии
Наук. ее институты и лаборатории, раз-
рушили политехнический институт, ире-
краснейшее здание Белорусского госу-
дарственного университета, разрушили
многие заводы и фабрики, которые тру-
долюбивые минчане построили за годы
сталинских пятилеток.

Весь мир должен знать о чудовищных
злодеяниях и преступлениях, которые
творили. немецкие насильники в Минска
`и Минской области. Они проводили мас-
совые убийства мирного населения. рас-
стреливали, вешали и сжигали целые
деревни ни в’чем не повинных людей—
стариков, женщин и детей. В Минске
убито, сожжено и повешено  гитдеров-
скими палачами свыше 150 тысяч чело-
век мирного населения. Минск с трех
сторон окружен кладбищами  истерзан-
ных и замученных немецкими извергами
жертв. Поголовному истреблению  под-
ворглось еврейское население. Немецко-
фашистокие захватчики согнали до   50
тысяч человек из Минска и районов в

REI oes

SEL:

На катере-охотнике — люди наперечет,
Нз каждого ложится большая долл от
ветотвенности за весь корабль и поэтому
экипаж пытливо’ присматриваетея к при-
шедшему ‘из учебного отряда новичку.
Никто не сомневается. что молодой крае-
нофлотец научится запускать мотор или
наводить орудие. Волнует вопрое — cy-
MeeT ли он воспринять сложивитиеся на
катере боевые традиции, можно ли будет
положиться на него в бою. Утверлитель-
ный ответ на этот вопров во многом за-
висит от самого экипажа катера и преж-
Де всего от комантира,. at

Гвардии старший лейтенант Евгений
Набоких — командир одного из передо-
вых катеров гвардейского и краснозна-
менного дивизиона. Он считает приход
молодого моряка значительным  собы-

отием в жизни катера и всячески старает-
‹ Я 6 первых же дней правильно Hanpa-
ВИТЬ Воспитание ‘новичка.

Несколько месяцев. назад’ на катер
пришли три краснофлотца-ученика ——
минер Паерский, комендор Танков и мо-
‚торист Пещерин. Первое слово 0 своем
корабле они услышали от командира.
Вызвав новичков в кают-компанию, стар-
ший лейтенант Набоких подробн» рас-
сказал им 0 боевом ‘пути сторожевого
‚Катера, на котором они начали служить,

огромным ‘интересом слушали  мо-
лодые краснофлотцы о рейдах к враже-
CKOMY побережью, где катер высаживал
десантников, о схватках е «Фокке-Втль-
фами», о погоне за немецкими подвод-
ными лодками. А когда они узнали. ка-
кой урон нанес катер противнику, не по-
теряв за вею войну ни одного человека
убитым или. раненым, молодые моряки
словно в новом свете увидели свой ко-
рабзь. Каждый предмет на палубе теперь
‚ привлекал их внимание, каждый человек.
служивший до них, приобретал право на
больное уважение,

Многое было сказано в той же беседе
и о боевых делах всего дивизиона, кото-
рый тогда еще не был гвардейским, по
уже больше года носил флаг с изобра-

i

‚тысяч еврейского

так называемое гетто. Hpome того, в
Минское гетто было привезено более 40
населения из Гам-
бурга, Варшавы и Лодзи. Вее находив-
шееся население в гетто было зверски за-
мучено немецкими палачами. Невырази-
мым мукам и страданиям были нодверг-
нуты представители науки и культуры.
Поеле долгих издевательств немецкие
изверги зверски убили выдающегося
врача профессора Ситтермана, одного
из лучших хирургов а Хурги-
на, крупнейшего специалиста пе  глаз-
ным болезням профессора Дворжаца,
гинеколога профессора Елумова,  попу-
лярного врача в городе по детским 60-
лезням Гуревич и многих других,
Десятки тысяч наших братьев и се-
стер угнали немецкие ‘разбойники wa
каторгу в фапистокую Германию.

Мы этого не простим проклятым нем-
цам во веки веков,

С беспримерным мужеством трудя-
щиеся Минска, как и весь белорусский
народ, поднялись на самоотверженную
борьбу, на защиту своей чести, свободы
и независимости своей Родины, Сквозь
все испытания и трудности мы свято
пронесли верность Советской Родине,
свою нерушимую веру в окончательную
нашу победу,

Все наши мысли и чуветва были с Ва-
ми, родной и любимый товарищ Сталин.
В наших сердцах горела твердая ae
ность, что все нланы людоеда Гитлера
рухнут и что враг будет разбит и уни-
чтожен.

По Вашему, товарищ Сталин, призы-
ву трудящиеся г. Минска поднимались
на смертельную борьбу с заклятым вра-
rom, Десятки тысяч советских  патрио-
тов Минска и Минской области, полные
ярости и гнева, взялись за оружие для
того, чтобы помогать Красной ‘Армии
истреблять фашистекую нечиеть, метить
немецким ° мерзавцам за все их злодея-
ния. И-мы метили жестоко и беспощад-
но; уничтожая гитлеровских злодеев.
Партийная организация, руководимая
ЦЕ ВИ (5) Б, возглавила народную борьбу
против немецких захватчиков,  об’еди-
нила, организовала и повела за собой
массы на бой с гитлеровцами. Партий-
ные и советские работники составили
боевое ядро партизанского движения.
Верные сыпы Родины, партии Ленина —
Сталина остались в тылу врага и своим
яичным примером сплачивали партизан-
ские ряды. Коммунисты и комсомольцы
находились в первых рядах отважных
борцов за дело народа.

В Минске с первых дней оккупации
выходила подпольная газета «Звязда»,
& затем газета «Минский большевик»,
которые несли большевистекое слово
правды в маесы. звали народ на борьбу
с немецкими захватчиками:

Никакие карательные экспедиции я по-
ходы гитлеровских орд не могли сломить
силы и мощи партизанского движения.
Все попытки врага подавить партизанское
движение потерпели полный крах,

Рабочие, служащие и интеллигенты
г. Минска остались непоколебимо верны-
ми своей Советской Родине. Минск жил,
страдал, но не сдавался, боролся, не теряя
ни на минуту веры в победу Советского!
Coosa над немецко-фашистекими захват-
чиками. Сзмоотверженно’ боролись совет-
ские люди против немцев. наносили вра-
гу тяжелые удары, разрушали тылы гит-
леровекой армии. — у

Жгучая ненависть к врагу об’единила
белорусский народ в великую  нетпобеди-
мую силу. Белорусский народ в ходе `Оте-
чественной войны еще более сплотился,
еще более об’единилея вокруг свобй пар-
тии Ленина — Сталина. В партизаны ухо-
дили рабочие, работницы, колхозники,
колхозницы, интеллигенты. В числе мин-
ских партизан — выдающийся ученый
академик Никольский, академик Приле-

enone,

жением ордена Брасного Знамени. Чтобы
новички поняли, какими подвигами 3за-
воевана эт& честь, Набоких рассказал о
комендоре Бойченко -— одном из катер-
ников, навечно оставленных в списках
части. Катер, где он служил, конвоируя
буксир с боеприпасами, подвёргея напа-
дению 39 немецких истребителей и, кро-
ме того, попал пох огонь вражеских бе-
реговых батарей, которые дали по нему
более двухеот залпов. Осколком тяжело ра-
нило Бойченко. Но мужественный крас-
нофлотец оставался на посту у орудия,
ока не лишилея сознания.

Набоких не скрывал от молодых ка-
терников трудностей и опасностей пред-
стоящей им службы, показывая, однако,
на примерах из боевой практики. как
Стойкость и мастерство помогают с че-
стью выходить из самых сложных и
опасных положений. Командир не забыл
рассвазать и о старшинах, в подчинение
$ которым поступали новые краснофлот-
цы. Пещерин узнал, что его начальником
мичманом Шпановым, прослужившим на
флоте одиннадцать лет, гордится весь ди-
визион ‘как самым опытным ° калерным
механиком. Помандир отделения, в кото-
ров был назначен _ Паерский, старшина
1 статьи Радин недавно сбил из пулемета
немецкий самолет. А Танкову стало при-
ятно, что еще богаче боевые заслуги эго
командира старшины 1 статьи Ходоров-
ского: кроме «Фокке-Вульфа», врезаз-
шегося в воду в двухотах метрах от ка-
тера на глазах всей команды, на счёту
Ходоровского значится еще один подби-
тый самолет, который вряд ли дотянул
до базы, а также несжолько вражеских
огневых точек на берегу, подавленных
при высадке десанта.

Задушевная беседа старшего ‘лейте-
нанта с тремя молодыми моряками заро-
нила в душу каждого искру гордости
за свой’ корабль и чуветво большой ответ-
ственности за порученное дело, помогла
понять железный закон верности. флагу
й боевой дружбы. Начатое командиром

‘белорусского. народа.

жаев, профессор Ветохин и другие делте-
ли науки, техники, культуры.

Минские партизаны и партизанки были
грозой для немецких захватчиков, Враг не
мог покорить белорусеких партизан, по-
тому что они были и остаются великими
патриотами Советской Родины, беззавет-
ными ~ борцами за бессмертное дело
Ченина—Сталина.

По Вашей воле, товарищ Сталин, пох
руководотвом ЦЕ ВИ(6)Б и правитель-
ства Белоруссия были разработаны и
осуществлены широкие операция по раз-
грому вражеских коммуникаций методом
«рельсовой войны». В цёлах оказания
нарастающей помощи наступающим вой-
скам Ерасной Армии многочисленные ‘пар-
тизанские отряды по заранее разработан-
ному плану в массовых масштабах в оп-
ределенно установленные срозм разруша-
ли мосты, взрывали рельсы. связь, шос-
сейные дороги. Враг не имел покоя не
только. на дорогах, но и в сильно укрет-
ленных гарнизонах, ив самом Минеке.
Смерть от партизанской ‘пули ветречала
немецких захватчиков на каждом. шагу. От
руки минчан позорной смертью погиб па-
лач белорусского народа Tak называемый
генеральный комиссар Белорусии —
Вильгельм Кубе.

Особенно! широкий размах приняло
партизанское движение в Минской облас-
ти весной 1943 года, когда немедкое
командование отдало приказ 06 угоне
всего населения в проклятую неметчину,
0 массовом сжигании сел м деревень. Во
многих районах ‘области вспыхнуло ‘ на-
ролное восстание. Развернулась жесто-
чайная борьба партизан за спасение на-
селения от угона в немецкое рабетво. На-
род поднялся на защиту своих семей,
своих домашних очагов. Веюду разтоня-
лись немецкие органы управления. Целые
районы области были освобождены от He~
мепких захватчиков,

В дни небывалого разгрома немецких
полчищ на белорусской земле население
Минской области и партизаны содейство-
вали наступающей Красной Армии захва-
том переправ, населенных пунктов и же-
лезных дорог, когда немцы. напрягая все
свои силы, пыталась ‘остановить успетное
продвижение наших войск, бросая на
фронт людекие резервы и технику, парти-
занские отряды вместе ¢ населением
Минской области усилили улары по вра-
жеским коммуникациям. Главные силы
были направлены на вывох из строя За-
падной и Белорусской железных opor,
автострады Москва Минск. Бобруйск—
Варшава, решающие для врага магистра-
ан. Последнюю ступень борьбы за г. Минск
партизаны и партизанки ознаменовати за-
хватом ряда населенных ‘пунктов. Мин-
ские партизаны вместе с частями Красной
Армии брали штурмом города; преохоле-
зали вражеские узлы сопротивления, за-
хватывали обозы, занимали населенные
ПУНЕТЫ И удерживали их ло пряхода pe-
тулярных воинских частей. :

‚ Вы, любимый наш вождь. своим  re-
нием осветили путь нарохной борьбы. Вы
нае вдохновили и влохновляете на. самоот-
верженную борьбу с немеценми захватчи-
ками. Ваша речь, произнесенная по радио
3 июля. 1941 года, не только. вдохновила
нае на беспощадную борьбу е врагом. но
стала боевой программой действий веего

дни, когда © такой неуклонной тверлостью
осуществляются Ваши. товарищ Сталин,
предвидения о неизбежном полном раз-
громе немецких полчищ на наней свя-
щенной‘ земле, мысли и чувства всех 60-

‘BETCRAX людей вновь и вновь обращаются

к Вам-спасителю отечества, главе госу-
даретва, вождю‘армии и флота, провеллие-
му нашу страну сквозь грозы и бури и
небывалые испытания к победе.
Тюбимый Ham вождь,
Сталин!
В эти дни, когда

товарищ

Ирасная Армия

Принято на митинге трудящихся города Минска и
тизанок Минской области 16 июля 1944 года.

ae es Е ЗЕ ОЕ

Воспитание на боевых традициях

продолжили етаршины. Мичман Шпанов,

вырастявший за свою службу больше трех
десятков отличных катерных мотористов,
или Ходоровский, прозванный «богом
войны» за безупречное знание артилле-
рии, казалось бы, не нуждались в 060-
бых указаниях, . хак воспитывать похчи-
ненных. Тем не менее командир изо дня
в день направлял и контролировал их.

Воспитанию молодых краснофлотцев
Уделялось внимание и на еженедельных
совещаниях старшин, введенных в ви-
стему командиром катера, А время от
времени каждый из учеников вызывался
в каюту командира для индивидуальной
беседы. Всеми доступными ему воспита-
тельными средствами старший лейтенант
Набоких добивался, чтобы вместе со
знаниями и навыками по специальности
новые члены экипажа’ усвайвали то’ от-
ношение к оружию, морю, кораблю и
воинскому. долру, которое называется
морской доблестью. Этой задаче подчинял
командир. катера и свои выступления пе-
ред строем команды после боевого или
учебного похода. 06 этом же заботилея он.
поручая парторгу провести беседу о чести
морской гвардии или о традициях крас-
нознаменного дивизиона.

Вскоре дивизион стал гвардейским, И.

трое молодых. катерников с гордостью
сознавали, что оранжево-черная, ленточ-
ва, появившаяся на флаге катера и на
враснофлотских ° бескозырках, завоевана
и их усилиями. Пещерин, проводя чуть
ли не круглые сутки в матинном отделе-
нии, в исключительно короткий срок пре-
вратился из ученика в старшего мотори-
ста. Выдержкой, проявленной в бою, он
заслужил уважение даже старослужащих
катерников, и вся команда полюбила его
как способного беседчика-агитатора. Тан-
вов через месяц после прихода на катер
хладнокровно и расчетливо отражал ата-
ву. немецких самолетов, а недавно моло-
дой комендор стал комеоргом корабля.
Хоромо проявил себя в боевых походах
и Наерский.

‚электростанция,

В эти радостные

грозной лавиной двигается вперед к
немецкой границе, полностью освобож-
дая из гитлеровского плена нашу род-
ную Белоруссию, наши  многострадаль-
вые города и села, мы обещаем Вам
удесятерить наши силы, чтобы как мож-
но больше помочь побелоносному  Ha-
ступлению доблестной » Брасной Армии.

Белорусские партизаны и партизанки

встречаются е Красной Армией, как ec
верные боевые друзья и товарищи. Пар-
тизаны и партизанки вливаются в ря-
ды Красной Армии, чтобы окончательно
азбить проклятые гитлеровекие орды.
Мы твердо верим, что недалек тот ‘чае,
когда воя советская земля будет оево-
бождена 9т ига немецках захватчиков,
котла гитлеровекий зверь будет оконча-
тельно добит в своей берлоге — фашист-
ской Германии,

Дорогой Нан отец, Иосиф
Виссарионович, мы клянемся Вам, что
до конца выполним свой священный
долг перед Родиной и окончательно раз-
тромим врага, отдадим вее силы для ©0-
зидательного труда, для возрождения
нашего родного Минска — столицы Co-
ветекой Белоруссии,. для возрождения
веей нашей республики — Советской
Белоруссии, чтобы она вечно цвела в
ярком созвездии Союза Советеких (о-
циалистических Республик.

Мы выполним Ваши указания, чтобы
полностью ликвидировать последствия
хозяйничания немцев в районах, оево-
божденных ‘от немецкой оккупация. Мы
в короткие сроки решим эту большую
общенародную задачу. Наши руки, креп-
ко державшие оружие, не устанут и в
работе. Мы вновь отстреим наши фаб-
рики, наши заводы, возведем ‘новые
дворцы, построим шиолы; театры, биб-
лиотеки, клубы. Мы добросовестно воз-
делаем наши  колхозные поля, Снова
радостной и творческой жизнью зажи-
вет освобожденный белорусский народ.

В Минске и во всех районах области
началась энергичная работа по восста-
вовлению разрушенного немецкими за-
хватчиками народного хозяйства. Уже
частично пущен водопровод, работает
хлебозавод, подготовляетея к пуску рял
предприятий, в том числе радиозавод,
завод «Большевик»,
им. Ворошилова, «Красная заря» и дру-
гие. Колхозники начали активную под-
готовку Е уборке урожая. Мы. уверены
в своих силах. Нет тажих трудностей,
которых нв мог бы одолеть наш народ,
руководимый испытанной и закаленной
в боях великой партией Ленина
Сталина. _ ВЕТ.

Все трудящиеся Минской области,
партизаны и партизанки плют Вам, до-
рогой наш вождь. и учитель, глубокую
благодарность за возвращение нам сво-
боды и независимости. Вечно будет
жить безграничная благодарность в
сердцах о белорусского народа к Ban,
героической Красной Армии, великому
русскому народу и всем братеким наро-
дам Советского Союза, протянувшим ру-
RY помощи в тяжкие дни для Белорус-
сии, Примите, любимый наш вождь си
отец, наш горячий, искренний привет и
благодарность всего. белорусского Hapo-
да. 2

От всего сердца желасм Вам здоровья
и сил, долгих лет зкизни на благо на-
шей дорогой Советёкой Родины:

Славы Вам, Маршалу Советского
Союза!

Слава героической,  всепобеждающей
Красной Армии!.

`Дь здравствует свободная Советская
Белорусеия! ^

Да здравствует Союз Советских Со-
циалистических Республик!

Да злраветвует великий друг бело-
русского народа, вождь Советбёкого го-
сударства — товарищ Сталин!®

партизан и пар-

Вонечно, не все одинаково быстро
приобретают качества, необходимые ка-
тернику-гвардейцу. Когда на катер при-
шел молодой рулевой Седов, долго каза-
лось, что из этого вялого, неповоротливо-
То и мало развитого парня настоящего
гвардейца не выйдет и его придется епи-
сать с катера. Но Набоких не отказы-
Bald OT попыток найти путь к сердцу
этого молчаливого, замкнутого, краено-

флотца, раздуть в нем огонек боевого за-  .

дора. Командир особенно часто беседовал
с Седовым, На отстающего краснофлотца
обратили специальное внимание парторг
и комсомольская организация катера.

В конце концов общие усилия увенча-

лись полным успехом. Инертность, замк-
нутость Седова были  преодолены, и пок
степенно он стал проявлять интерес к
TOMY, что еще недавно оставляло его 663-
учаетным. За восемь девять месяцев че-
ловек преобразился. Он ветупил в комсо-
мол, начал читать художественную лите-
ратуру, интересоваться картой морского
театра, & свои обязанности на рулевой
вахте и у орудия исполнял со все возра-
стающим усердием. Ему попрежнему c¢
трудом давалась теория стрельбы, но за-
то благодаря настойчивым тренировкам у
орудия Седов стал лучшим на катере
навохчиком. На’ практической стрельбе
он всадил в конус всю очередь автомата.
А потом замечательно действовал в бою,
когда катер атаковали несколько” групп
«Фокке-Вульфов» и <Мессершмиттов».
Самый отеталый краснофлотец сделался
горхостью катера.
На молодых обижаться не прихо-
дится: — говорит гвардии; старший лей-
тенант Набоких, Сам еще очень молодой
офицер, принявший. всего. год оназад
командование катером, он правильно по-
нял свою роль начальника и воспитателя
краснофлотцев, Его большая работа с
подчинанными, внимательность к их ин-
тересам и нужлам сплотяли экипаж и с03-
дали командиру огромный авторитет.

Капитан-лейтенант Н. ЛАНИН,

Ho
y

Боевые
Чадожекой военной флотилии дают ряд

эвитТЬься на такого летчика,

действия Краснознаменной
четкой ‘работы И
корректировочных постов На ;
aa. Lynne в HX ommexsane ra
Прежде веего — точноеть наблюдени ,
оперативность и непрерывная связь 6 ко
аблями, несмотря ни на кажие помехи.
о ярко выявились все. элементы
сложной работы корабельных  корревти-
ровщиков в десантной операции.

Командиры хораблей, предвидя залали,
которые им придется рэшать, заранее
подготовили грутить. корабельных коррек-
тировщиков. В группу входили
ник поста, связиеты и комендоры. В пе-
риод подготовки они усиленно и
лись, особенно в организация ee :
время практических стрельб кораблей п
берегу корректировщики высаживались
на сушу и фактически выполняли свой
будущие обязанности. Настойчивая учеба
дала результаты, а

Корректировочные посты старшины .
стальи Родионова, старшины 2 статьи
Голубева, старшины 2 статьи Голованова
и других е первым эшеленом высадились
на берёт. С ними было весе нгобходимое:
приборы наблюдения, карты, телефонные
аппараты, рации. На берегу они сразу
расположились на намеченных участках,
установили радиосвязь ¢ кораблями и
приступили к корректировне. Н»которым
это удалось не сразу. Так, личный состав
поста, которым командовал старшина 2
статьи Голубев, вынужден был вести бой
с финнами ло ‘тех пор, пока не удалось
расширить плацдарм на берегу.

Вмеетв с корабельными ностами на 6з-
per высадилея флагманский корревтиро-
вочный пост, который все время нахо-
дилея при вомандире дееанта. Этот пост
поддерживал телефонную связь со всеми
остальными постами и связь по радио ©
флагманским кораблем флотилии. Кора-
бельные посты также связывались по ра-
до со своими кораблями. Работой всех
корабельных корректировщиков  руково-
дил гвардии капитан Саутер. Ероме того,
при командире десанта постоянно нахо-
дился капитан 3 ранга Сочейкин — пред-
составитель штаба флотилии, обэепечивав-
ший взаимодействие между кораблями и
десантом. р

Корректировочные посты должны были
вызывать огонь кораблей только по заяв-
хам войсковых командиров, которым они
были приданы, но имели право в Исклю-
чительных случаях делать. это самостоя-
тельно. Этим правом они пользовались
телБко в первый пэриод, когда шел о бой
за высадку и расширялся плацдарм на
берегу. В дальнейшем они наладили проч-
ную связь с командирами батальонов и в
основном выполняли их заявки. Впослед-
ствии; когда положение наших войск Ha
плацдарме еще больше упрочилось, Ko-
рабли открывали отонь только по требо-
ванию командира досанта или командую-
щего ‘артиллерией десанта: Такая ‹ постая
новка дела устраняла разнобой в исполь-
зовании корабельной артиллерии, ‹ давала
возможность сосредоточить в нужный мо-

примеров

рабельные нор

oo 2 +
(От слециального корреспондента «Красного Флота»)

начать

И

пет

Bu We

bb =]

OBIE

ваиболее опасном ‘месте или  равномерн
распределить огонь по всем участкам фрон.
та (в последнем случае в расчет принц.
малась артиллерия десанта).

Тажелы» бои развернулись на тлацуу.
ме на вторые и третьи. сутки п06ле py,
садки. Подтянув силы, во много раз пре.
восходившие наши по численности, финан
начали ожесточенно вонтратаковать поз.
ции десанта со всех направлений, Зло
то и сыграла решающую роль корабель.
ная артиллерия, Следя 38 всем, mponeyy.
дящим в расположении врага, наблюла.
тели своевременно обнаруживали сколль.
ния войск, переправы через водные рубе.
жи, засекали минометные и артил2эл(.
ские ‘батареи. Координаты целей ‘по ye
дио быбтро передавались на корабль, Ра.
четы наших артиллерястов были воегуь
точными: Цели посл» нескольких залу
уничтожалиеь или подавлялись. Иногу
приходилось вести огонь по целям, ры.
положенным очень близко от наших войск,
Но и в этих случаях корабельные 4p.
тилавристы действовали успешно,

-Вот характерный пример. Один из хоз.
ректировочных постов обнаружил схолле.
Hue живой силы противника. 06 этом бы. ©
ло немедленно сообщено на корабль (
«Квадрат Н. В районе железной jopon
и У прилегающих к ней строений конце.
трируются финские автоматчики ди
атаки. Дайте огня». Заявка была вып.
нена, и через некоторое времл на коб  .
пришла радиограмма: «Финны разбела- j
лись! Прекратита огонь».

Благодаря успешной деятельности yy.
рабельных корректировщиков Ohi yy.
давлены десятки тяжелых и легких fan.
рей противника, убиты сотни финнов, о.
ражены многие атаки и контратаки не.
приятеля.
` Нередко бывало и так. Финны паи} \
контратаку, но их прижимал к зи /
огонь кораблей, вызванный Kopperrnpor
щиками. Пользуясь  замешательств
врага, десантники поднимались в атак 1
опрокидывали неприятеля. В течение
двух дней ожесточенных боев пехотинцы
при поддержке огня кораблей” отразил
таким образом более полусотни Bpane.
 ских контратак; Только корректировос.
ный пост старшины 1 статьи Роли
3& это время обеспечил отражение 1
контратак. =

Часто корабельным корректировщихау
приходилось непосредственно участвовать
в. боях.

Когла десант, соединившись © осно
ными частями наступающей Красной Ap.
мии, пзрешел от обороны к наступлении,
корабельные корректировочные  помы.
также двинулись вперед,

Наступление наних войск ка Карел.
ском фронте продолжается. На пдиоз.
ном фланге оно поддерживается отн
орудий ладожеких кораблей, И воетла з
самой гуще бод. находятся  отважаы
военные моряки. с картой, стереотрубой я
panne i.

Инженер-капитан-лейтенант
А. ВОРОНЦОВ,

Краснознаменная Ладожская ‹ военни

мент всю огневую мощь кораблей в одном;   флотилия.

В СТОРОНЕ ОТ БОЕВОЙ КИЗНИ

Свыше года служит в авиационном
полку заместителем командира по полит-
части майор Синев. Столько же пример-
но времени находится в этом полку парт-
орг капатан Карагодов. Казалось бы,
рок достаточный, чтобы наладить
политработу, сделать ее целеустремлен-
ной, направленной на решение боевых
задач. Но каких-либо резких сдвигов в
этом деле нет. Политработа протекает ce-

ро, однообразно, мимо основных задам,
стоящих перед полком.
В истребительной авиации огромное

значение имеют слетанность пары, отра-
ботва взаимодействия ведущего и ведо-
moro. Казалось бы, что руководители
партийно-политической работы в части
сосредоточат внимание и усилия на том,
чтобы создать в подразделениях  друж-
ный боевой коллектив. Это тем более He-
обходимо, 910 в полк’ прибыли мо-
лодые- летчики. Некоторые из них
в процессе боя неоднократно теряли
своих ведущих или отрывались от них.
Так было Несколько раз с летчиком Сы.”
чевым и Елачко. То же можно сказать э
летчике Глазкове. ;
Разумеется, ведущий we momer to.0-
He говоря
уже о том, что истребитель, oTepBaBninii-
ся от своего напарника, легко может
стать добычей врага. Все это волнует
летчиков, но мало беснокойт заместителя
командира по; политчасти и парторга. Их
деятельность идет своим курсом — вдали
от вопросов, в разрешении которых кров-
но заинтересованы люли полка,
Воспитание молодых летчиков страда-
ет существенными из’янами. Офицерская
общественность не привлечена к этому
делу. Мало уделяет внимания воспитанию
летчиков и сам т. Синев. Он не знает ни

настроений летчиков, ни их запросов, На

аэродром он приходит позже‘ всех. (Вся
его «работа» на аэродроме заключается
В том, что с вышки ВП полка он наблю-
дает в бинокль за взлетом и посадкой
самолетов. :

Полк прилетел в новый район, и лет-
чики занялись изучением района боевых
действий. Майор Синев. заявив. что он

ИЗУЧИЛ театр, сделал доклад для офица-

ров 0 его особенностях. Оказалось одна-
50, что т. Синев театра не знает. Он не
мог даже рассказать, какие острова при-
надлежат нам, какие противнику, какие
аэродромы в случае необходимости могут
быть использованы летчиками в прифрон-
товбм районе. А ведь для того, чтобы бв-
седовать с летчиками об обстановке, о
боевой задаче, нужно хорошо знать 060-
бенноети нозого района действий, знать
не меньше. а больше, чем знают офицеры.

у полка— славная боевая история, Но
майор Синев никак не Улдосужитея орга-
низовать людей и средства, чтобы была
написана история полка.

В стороне от зоепитания \ офицерского
состава и парторг полка. Вопрос о боевой
дружбе, волнующий летчиков, не прив-

лек внимания руководителя. партяйно
организации,

Коммунист офицер Белов был приме
чен к лартийной ответственности за №.
‘рушение дисциплины. Партбюро вом.
того, чтобы по-партийному заняться уу
вопросом,. поручило заместителю парт
га эскадрильи сержанту Лаврищеву «тр
следить» ва повседневной жизнью и
ботой Белова. Между тем в эскадры
есть авторитетные офицеры-коммуннет,
которые могли бы в порядке партийном
поручения помочь т, Белову  устралие
имеющиеся у него недостатки, Мог эт
сделать и сам парторг. Поручение 2.
сержанту‘ «проследить» за поведение
офицера — вообще явление  недопусти
мое. Нечего и говорить, что подобны
практика не имеет ничего общего с 1]
тийной работой.

кандидатами в члены паи
беседы проводятся редко, хотя молоды
коммунисты и кандидаты составляю
почти три четверти организации. В00бщ
воспитание молодых коммуниетов нах
AMTCH B запущенном состоянии. Таки
испытанные формы, как встречи прил
тых в партию со старыми коммунистауя, 4
Героями Советежого Союза. ознакомдьни ,
с. биографией выдающихся деятелей то
шей. партии, He практикуются. Многие
кандидаты в члены партии и беслартяй
ные активисты мало осведомлены о Jbl
тах, установленных ЦК. ВВП(5) пи
приеме в партию по боевым  xapasTepl
стикам. У значительной части пандидми
проерочен стаж,

_ Ha партсобрании эскадрильи KaNATA
Карагодов выступил © докладом о рев
люционпой бдительности и задачах пар
организации, но доклад носил явные ве
ды формального и поверхностного отн
шения делу. Парторг ‘эскадрилья Бе
платный пыталея составить решение №
докладу, но безуспешно, ат. Карагодов 0х!
не помог; Боммунисты так и разошлись
не приняв никакого решения, В этой ®
эскадрилье партсобрание не приняло pt
шения и по докладу командира о задачи
парторганизации в связи с боевой сх”)
бой в новом районе. :
Капитан Карагодов. избегает черновой
работы в эскадрильях, плохо помои
парторгам, а майор Синёв по сущее!
не руководит парторгом, жизни парт
ганизации не знает, на партеобраниях
присутствует очень редко.

Этом авиаполку неоднократно бы
ли работники политотдела и его налыь
ник подполковник Пролытин. Но и пи
ux посещения все оставалось по-старому.

одной из эскадрилий с августа 1”
шлого года нет парторга, — его фунедий
десять месяцев подряд выполняет #*
парторга, сержант. Он явно не отвеча
треоованиям, пред’являемым к руково!
тетю парторганизации, состав которй
преимущественно офицерский. А №
давно уже можно было назначить пари

том более подготовленного товарища.
Полковник И. УРЯДОЗ.

a