SATEG, WOCTGBMBINGA гиглеровскую срмию.

перем катастрофой

Четом 1943 годы пех Курском pas-
зернулось одно из самых крупных и за-
мечательных сражений Великой Отече-
ственной войны. Начавшаяся 5 июля
хонцентрическим наступлением немец-
ких войск на Курск, эта битва заверши-
лась веесокрушающим встречным уда-
ром Врасной Армии и полным  разгро-
мох Орловской и белгородеко-харьзов-
свой грушгировок немцев, наступавших
на Курск.

Под Курском, как дым, развеялись
последние надежды немецкого командо-
вания на возврат потерянной под
(талингралом стратегической  инициа-
тивы, В ожесточенных боях летом 1943
тода провалилась последняя попытка
Титлера организовать столь необходимое
для восстановления пошатнувшегося во-
енного престижа Германии эффектив-
ное наступление. Проиграв битву под
Курском, немецкое командование вынуж-
дено было на всем фронте перейти к
Tak называемой стратегической оборо-
He, т. е. по существу открыто признать
полный крах своей наступательной стра-
тегии в войне против Советского Союза.

Ерасная Армия, выиграв битву под
Курском, окончательно закрепила за со-
бой стратегическую пнициативу, создя-
2% благоприятные условия для развер-
тывания успешных наступательных опе-
раций на широком фронте.

+k

Общая обстановка, сложившаяся к ле-
ту 1943 года на советско-германском
фронте, определялась в основном блеетя-

uma победами Красной Армии зимой
1942—43 г.
Разгромив немецкие войска пох

(Сталинградом, на Северном Кавказе и на
Среднем Дону, Красная Армия продвину-
лась на запад на 600—700 км. В ре-
зультате наступления была полностью
очищена от врага территория, захвачен-
ная им в течение лета 1942 гола, а. в
районе Курека нами был захвачен вы-
тодный стратегический плацдарм, He-
мецким армиям блли нанесены колос-
сальные, невослолнимые потери. В зим-
них боях было разгромлено свыше 100
вражеских дивизий. Немцы потеряли
только убитыми и пленными 1.193.525
человек.

Германское верховное военное  руко-
BOLCTEO для восстановления своего авто-
ритета и пошатнувшегося престижа ре-
шило начать крупную наступательную
операцию, чего бы это ни стоило.

В подготовке такой операции, которая
одновременно должна была явиться ре-
заншем за Сталинград, немецкое коман-
дование приступило еще в марте 1943 т.
В результате «тотальной» мобилизации
немцам ‘удалось несколько пополнить
свою армию как живой силой, так и тех-
никой. Отсутствие второго фронта на ма-
терике Европы, как и летом 1942 года,
зновь позволило германскому военному
руководству без значительного риска
бросить основную массу своих войск на
Восток, против Красной Армии.

Выбор немцами Курского направле-
ния не был случайным. Следует вепом-
нить, что в результате успешного  за-
вершения зимне-весенних наступатель-
ных операций Красной Армии, советеки-
ми войсками был захвачен так называе-
мый Курский выступ: тлубоко вклинив-
шийся в расположение противника. На-
зичие в руках Красной Армии такого
плацдарма создавало выгодные условия
мя мощных ударов по флангу и тылу
немецких группировок, располагавигихся
хак в районе Орла, так и в районе Бел-
торода и Харькова, а также для последу-
щего развития генерального наступле-
ния советских войск. Сами немцы харак-
теризовали Курский выступ как <тото-
вый исходвый рубеж для русских и во-
рота для вторжения на Украину». Две
Же дуги, обращенные выпуклостями Ho
засток, образованные — конфигурацией
бронта севернее Курека в районе Орла
п южнее Курска в районе Белгорода и
Харькова, представляли исключительно
выгодные возможности для ударов по
флантам наших войск, занимавших Кур-
(кий выступ.

Германское командование ставило CBO-
@ ближайшей и первоочередной задачей
зиквихацию Курского выступа, окруже-
ние и разгром занимавшей его группи-
ровки советских войск. Таким  обра-
30% немцы рассчитывали захватить вы-
тодные позиции для дальнейшего разви-
™a наступления в глубь Советского Сою-
8 — на Москву, :

С этой целью немецкое командование
босредоточило весьма сильную  группи-
POBRY — четыре армии, насчитывав-
шие 750.000 человек, до 4.000 танков,
выше 16.000 орудий и минометов и
оз0ло 2.000 самолетов. р

В составе орловской и белгородско-
зарьзовской группировок противника, на-
HOCHBIINX основные удары по Курсзу, из
$ дивизий было 20 танковых и мотори-
ванных, т, е, в два раза больше, чем
их было в 1940 году в групие Бока, на-
упавшей против Голландии, Бельгии
и (вверной Франции.

‚ Наше Верховное Главнокомандование
разгадало гитлеровекие планы и В 680
очередь организовало усиленную подго-
TORY к летней операции под Курском.

Основная задача, которая была W0-
‘талена Верховным  Главнокомандую-
щии  Маршалом Советского — Союза
товарищем Сталиным перед войсками За-
падного, Брянского, Центрального и Воро-
ножеком фронтов, заключалась в полном
Pasrpome орловской и белгородеко-харь-
ховской группировок немцев, в ликвида-
ции Орловского и белгородско-харьков-
(кого плацдармов врага. Тем самым 603-
лавались предпосылки для последующих
наступательных операций Красной Армии
6 целью очищения от немецких захват-
Чиков Украины и Белоруссии.

Эта задача должна была выполняться
комбинированными оборонительными И
заступательными. действиями всех пере-
численных фронтов. “

им

Сражение пох Курском развернулось
одновременно на северном и южном кон-
цах Вурской дуги,

Немецкие армии, стремясь окружать и
разгромить наши войска, оборонявшие
Курский выступ, с утра 5 июля однов0е-
менно перешли в наступление из района
южнее Орла и из района Белгорода на
Rypex. Но ожесточенный натиск против-
ника всюду ветретил мощный отпор со-
ветских войск. заблаговременно раскрыв
замыслы врага, советское командование
сосредоточило наиболее сильные групин-
ровки и создало наиболее глубокую 0б0-
рону на направлениях преднолагаемых
ударов немцев. На этих направлениях
общая глубина нашей обороны превыша-
ла 100 км, а плотность минирования до-
стигала до.2.000 мин на 1 км фронта.

Удар орловской группировки немцев
в составе 7 танковых, 2 моторизованных
и 11 пехотных дивизий был встречен
войеками Центрального фронта под ко-
мандованием генерала ‹ армии, ныне
Маршала Советского Союза, Poxoccos-
ского.

Несмотря па то, что противник на 32-
километровом фронте одновременно бро-
сил в бой до 1.500 танков, которые с
воздуха поддерживались непрерывными
волнами бомбардировщиков, = оборона
войск Центрального фронта  оказалаеь
непреодалимой. Продвижение немецких
войск. измерялось буквально метрами —
к 9 июля им удалось лишь на небольшом
участке между железной дорогой и шоссе
Орел— Курск вдавить наш фронт на 10-—
12 км. Но и этот незначительный такти-
ческий успех был достигнут немцами це-
ной колоссальных потерь. В исходу 8
июля потери немцев достигли 42.000
чел., более 800 танков и самоходных ору-
дий. Наступательная- энергия орловекой
группировки немцев. в концу четвертого
дня сражения была полностью исчерла-
на, и уже 9 июля немцы были вынужде-
ны перейти к обороне. °

Выполнив первую часть своей задачи,
т. в. значительно обескровив орловекую
группировку немцев и остановив ее на-
ступление, войска Центрального фронта
15 июля сами нанесли сокрушительный
улар по противнику и к 17 июля отбро-
сили его на исходное положение.

Улар второй — белгородеко-харьков-
ской — группировки немцев приняли на
себя войска Воронежского фронта под
командованием генерала армии Ватутина,
Основное усилие противника было на-
правлено на Обоянь, непосредственно
вдоль итоесе Белгорол— Курсв. Стремясь
молниеносно ‘емять нашу оборону и нро-
рваться в район Курска, немецкое коман-
дование бросило на это направление 10
танковых, моторизованную и 7 пехотных
дивизий. На узком участке фронта оно
‘ввело в бой свыше 1.700 танков. На от-
дельных этапах боя число немецких тан-
ков на километр фронта доходило до ста.
Зачастую немцы одновременно
в бой танковые кулаки в составе 200—
250 машин. Но вражеские танки всюду
встречали мощный и точный огонь на-
шей артиллерии.

0 степени напряженности боев в эти
дни, о размерах потерь, понесенных про-
тивником, наглядно свидетельствует фо-
тоенимок участка боев в районе Яковле-
во, произведенный в 13 часов 15 мин.
7 июля. На снимке зафиксировано 200
горящих немецких танков.

Особенно ожесточенный танковый бой
произошел 12 июля в районе Прохоров-
ки. Здесь с обеих сторон участвовало до
2.000 танков. Немцы в этот день потеря-
ли свыше
ний день немецкого
Бурск с юга. 13 июля и на этом направ-
лении немцы вынуждены были поспешно
перейти к обороне. Их наступательных
возможностей хватило на 8 дней, в тече-
ние которых им удалось вклиниться в
глубь нашей обороны на 30—35 км.

Войска Воронежекого фронта, остано-
вив наступление противника и значитель-
но обескровив его силы, 17 июля сами
перешли в наступление и к 23 июля
вновь вышли на фронт, занимаемый ими
до начала немецкого наступления.

Таким образом, немецкие армии, рас-
считывавиие е номощью мощных ударов
крупных танковых группировок на пя-
тый день прорваться к Курску, не смогли
даже прервать отлично подготовленную
нашими войсками оборону. Самое же
главное заключается в том, что за период
своего неудачного наступления на Курек
враг под ударами Красной Армии понес
огромные потери: 70.000 солдат и офице-
ров убитыми, 2.900 танков, 195 самоход-
ных орудий, 844 полевых орудия, 1.392
самолета, более 5.000 автомашин.

Meier ite:

Оборонявшие Курский выступ совет-

‘ские войска в ходе оборонительного сра-

жения Умело выполнили задачу, постав-
ленную перед ними Верховным Главно-

командующим, — измотать противника
на подготовленных рубежах.
Когда в ходе оборонительного

сражения были подготовлены выгодные
предпосылки для наступления Красной
Армии, когда в результате нанесенных
врагу потерь наступил кризие немецкого
наступления, 12 июля, в соответетвии
с планом нашего Верховного Главно-
командования, советекие войска перешли
к выполнению второй части плана — Е
окончательному разгрому основных не-
мецких группировок и ликвидации ор-
ловского и  белгородско-харьковского
илацдармов врага.

Е м орловской  группи-
ровки немцев велись войсками Западно-
го, Брянского, а затем и Центрального
фронтов. Бои носили весьма ожесточен-
ный характер и длились с 12 июля’ до
середины августа. Влесь противник гото-
вил оборону 22 месяца, он создал ряд
мощных оборонительных рубежей, — ис-
пользовав для этой цели реки Оку, Каму,
Оптуху, Неручь, Вытебеть, Десну и дру-
rue. Bee крупные «населенные пункты
были превращены в мощные узлы сопро-
тивления, Помимо значительного количо-

бросали.

400 танков. Это был послед-
наступления Ha

ства войск (около 20 дивизий), которые
гитлеровское — командование — держало
здесь только против левого крыла Вапад-
ного и Брянского фронтов, в ходе боев
оно, стремяеь любой ценой удержать
орлевский плацдарм, пезебросило сюда до
полутора десятков дивизий с других
фронтов, р

Однако всб усилия немцев удержать за
собой орловекий плацдарм, игравший в
немецких планах наступления на Москву
первостепенное = значение; = оказались
тщетными. Советские войска ‘прорвали
вражескую оборону и в результате смело-
го применения широкого маневра овла-
дели крупными узлами обороны против-
ника — городами Болховом, Мценеком,
форсировали ряд крупных рек и к 5 авгу-
ета, в результате применения обходного
маневра, штурмом взяли центр плацдар-
ма — город Орел, полностью разгромив
оборонявшуюся в районе Орла немецкую
группировку. Потери немцев убитыми и
ранеными достигли здесь нескольких. де-
сятков тысяч человек. К середине авгу-
ста весь орловский плацдарм был очи-
щен от немецких войск.

3 августа начались операции войск
Степного и Воронежского. фронтов с
целью разгрома белгородско-харьковской
группировки немцев и освобождения
Харькова.

Наступательные действия наших войск
под Харьковом были сопряжены ео зна-
чительными трудностями. — Немецкое
командование приняло меры для макеи-
мального укрепления этого важного плац-
дарма. Только для прикрытия района
Харькова немцы заблаговременно созда-
ли 8 сильных оборонительных рубежей.

Прорвав. немецкую оборону. сразу в не-
скольких местах, наши’ войска частью
сил направили свои удары непоередствен-
но против Харькова, а другими силами,
наступая в юго-западном направлении,
расширяли прорыв к западу, тем самым
угрожая прервать все коммуникации
главной группировки немцев, обороняв-
шей Харьков, и создавая выгодные усло-
вия для развития дальнейшего наступае-
ния — ча Полтаву. .

Несмотря на ожесточенное conporms-
ление немцев под Харьковом и на ряд
сильных контрударов, предпринятых гер-
манским командованием. перебросившим
для этой цели с других фронтов до 7 тан-
ковых и 2 пехотных дивизий, главная
труппировка немцев к середине
августа оказалась  разгромленной; от-
дельные крупные ее части, пытавшиеся
оборонять важные узлы сопротивления
на пути наших войск, окружались и уни-
чтожались. 23 августа в результате: ох-
вата с севера, запада, востока и юго-во-
стока штурмом был взят Харьков. В 09-
ях пох Харьковом гитлеровская армия
вновь понеела громадные потери.

Toe te, i :

Витва под Курском, как и битва под
Сталинградом, является шедевром сталин-
ского стратегического  мастеретва” и
блестящим свидетельством мощи, Е
изма и боевого мастерства Врасной Ар-
мии,

В сражении пох Бурском была ликви-
дирована последняя попытка немецкого
командования захватить в свои руки
инициативу, вырванную Красной Армией
в боях под Сталинградом,

Разгром немецких армий под Курском
в июле и августе 1943 года явился на-
чальным этапом новых наступательных
операций Красной Армии, которые  раз-
вертывалиеь в течение всего лета, осени
и замы 1943 года и которые предолжа-
ются до настоящего времени, В резуль-
тате этих операций войсками Красной
Армии очищены все оккунированные вра-
гом районы РСФСР, очищена от немцев
почти вся Украина, Белоруссия, 38a
чительная ‘часть Советской Молдавии,
Советской Титвы, Советской Латвии, Co-
ветской Карелии; часть Советекой Эето-
нии, Наши войска освобождают Польшу.
Война подошла непосредетвенно в грани-
цам Германии. :

Если наступательная стратегия немцев
получила первые мощные удары в битве
под Москвой, Ленинградом, Ростовом и
потерпела решительное поражение в бит-
Be под Сталинградом, то в битве под Вур-
ском она окончательно провалилась.

В битв8 под Курском Йрасная Армия
развенчала созданную гитлеровцами ‘ле-
тенду о том, что немцы летом, в наступ-
лении ‘веегха одерживают, успехи, а с9-
ветские войска вынуждены будто бы на-
ходиться в отступлении.
доказала, что она умеет вести победонос-
ные операции в любое время года.

Курская битва явилась новым торже-
ством советской стратегии и новым сви-
детельством ее превосходства над стра-
тегией немцев. В битве под Курском пе-
ред всем миром было еще раз пройемон-
стрировано, что» оборона Враеной Армии
сильнее немецкого наступления, а на-
ступление Красной Армии сильнее  не-
мецкой обороны. , +

Необходимо отметить, что блестяще
завершенные советскими войсками июль-
ско-августовские операции пох Курском,
Орлом и Харьковом, привлекиие к себе
громадное количество ‘немецких войск и
все их свободные резервы, в значитель-
ной степени способствовали успешному
развитию десантных ‘операций  англо-
американских войск в бассейне  Среди-
земного моря, так же как операции Ёрас-
ной Армии на Сталинградском направле-
нии зимой 1942—43 г. в немалой сте-
пени способствовали успешному развер-

тыванию операции английских войск в

Африке против. Роммеля.

Битва под Курском, как и битва под
Сталинградом, войдет в сокровищницу
военной истории как одна из ее наибо-
лее ярких страниц, как торжество  ста-
линского военного искусства. как высшее
достижение современной военной науки.

«Если битва под. Сталинграхом прех-
вещала закат неменко-фапистекой ap-
мии. то битва под Курском поставила, её
перед катастрофой», — так определил
товарищ Сталин значение этого истори-
ческого сражения. .

Подполковник И. ПАРОТЬКИН.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Ёраеная Армия

Салют в Москве.

Год салютов.

Мы очень хорошо
московекий салют. Это было 5 августа
прошлого года, и событие это было так
радостно, так необычно, так празднично,

помним ‘первый

что оно совсем свежо в памяти, и не
верится, что миновал уже год © того
времени. А с другой стороны, когда во-
скрешаешь в памяти всю военную обста-
новку тех дней, то кажется, что не год
прошел, а целая ‘эпоха пронеслась...
Сколько важнейших событий улеглось на
‘протяжении одного этого года!

_ Перед глазами встает вся наша страна
в тот момент, когда небо Москвы окраси-
лось багровыми вспышками торжествен-
ных орудийных залпов. Мы праздновали
большую победу над немцами, которые
стояли еще в глубине нашей страны, еще
вависали грозной тучей над ее жизнен-
ными центрами, еще копошилиеь в зем-
ле под самым Ленинградом, еще разоряли
Украину и Белоруссию, владели Донбас-
сом, разбойничали в Крыму.

Впервые прогремели залпы салютов,
когда были севобождены Орел и Белгород.
Это быдла победа, великая победа! Дело
было не только в том, что Красная Армия
после месяца боев освободила два города.
В салюте содержалось и другое: он зна-
чал начало нового периода в Отечеетвен-
ной войне, :

Год тому назад немцы, еще обладали
достаточной наглостью и сиевью, что-
бы  присваивоть себе монополию лет-
него наступления. Они еще были убеж-
дены в том, что могут наступать на со-
ветоко-германеком фронте, и они серьез-
Но готовили наступление и пытались на-
ступаль. Немцы занимали тогда очень
благоприятные для себя позиции на на-
шем фронте; они пренебрежительно отно-
вились к угрозе вторжения с запада.

Правда, в августе прошлого года уже
шли бои в Сицилии, и Муссолини уже но-
терпел крах, но немны, владея всей Ита-
лией. рассчитывали справиться ¢ англо-
американскими войсками,

оражение под Орлом и Белгородом,
конечно, было неприятно гатлеровцам, но
ничего рокового они в нем не видели.
Они думали, что это случайное пораже-
ние, и трубили о том, что отступают
они «планомерно» и что за спиной их
весть еще такое огромное пространство,
столько. естеетвенных рубежей, что они
могут позволить себе роскошь отхода на
запад.

Однако салют обозначал, что Красной
Армией одержана победа совсем иного
характера.

Наше наступление шло с нарастающей
силой, один салют следовал за другим,
и немцы вынуждены были отступать,
сначала медленно, & потом все скорее.
Их не спасало отчаянное сопротивление.
Они попадали в окружения, гибли в
«мешках» и «котлах», их сила таяла.
Они молили небо о дождях и осенней
грязи, рассчитывая, что вто остановит

раеную Армию. Но Красная Армия шла
вперех, преодолевая раепутицу, и била
немцев и в сушь, и в дождь.

Зима не облегчила положения немцев.
Брасная yi cae гнала их и в морозы но
сугробам. Салюты гремели в Москве и в
декабре и в январе.

Московские салюты вошли в быт совет-
ского человека. Нам чего-то нехватает
теперь, когда мы не слышим вечером зна-
OMB голое: <...будет передано важное
‘бообщение...», <..будет передано новое
важное сообщение».

Год тому назад немцы распространяли
легенду о том, что они еще могут насту-
пать, и пытались наступать. Потом они
уже не делали такой попытки. Они распро-
страняли другую легенду; — 0 том, что
они будто бы могут успешно обороняться,
Этз аегенда  разоблачена, = развеяна
победами Ерасной Армии.

Тод тому назад немцы находились на
расстоянии тысячи и больше километров
к востоку от своих границ, Ныне у них
в некоторых местах не осталось и двад-
цати, Ераеная Армия начала освобожде-
ние польекого народа. Уже в прошлую

CTKOB подошаи к нашим  государствен-

КУОККАЛА, 4 августа. (ТАСС). Сегод-
ня делегация ленинградской общественно-
сти и. художники возложили венки На мо-
гилу И. Е. Репина в его знаменитых «Пе-
натах». =

Печальное зрелище представилось при-
@хавшим в Куоккале. Финские захватчики
превратили в руины репинский дом, осквер-
нили парк, в беседках устроили конюшни,
Чудом уцелела могила. (Сейчас могильный
холм приведен в порядок — посажены цве-
ты, окрашена изгородь и вновь ма поста-
менте установлен бюст И. Е. Репина.

‚ Митинг Ha могиле открыл директор
Эрмитажа ‘академик И. А. Орбели,

— Мы собрались здесь, — говорит он, —
в канун 100-летия со дня рождения И, Е.
Репина. Доблестная Красная Армия вер-
нула «Пенаты» нашей Родине. Эта земля
навсегда очищена от немецко-финских за-
хватчиков. и мы счастливы тем, что сегод-
зя здесь можем почтить память великого
мастера кисти,

Затем выступил заместитель директора

кампанию советские войска на ряде уча-   Отечественная война.

1944

и Вильнюса. Мы скоро услышим са-

Фото И. Зельмановича.. %

ным границам, перешагнули через них
и вошли с победами на территорию Ру-
мынии, Ныне Ерасная Армия выходит
на протяжении огромного фронта на на-
гу границу © Венгрией, Чехословакией
и Германией.

Мы часто слушали салюты в прошлом
голу. Бывало так, что слушали по” два
салюта в день. Но за один только июль
года салюты звучали  столь-
Ко же раз, сколько за пять последних ме-
сяцев 1948 года. © 5 августа 1943 ro-
да по 1 января 1944 года 35 раз ca-
лютовала Москва Красной Армии от
имени Родины. За один июль 1944 года
она салютовала также 35 раз, и был

незабываемый день 27 июля, когда 5 раз

гремели орудия, 5 pas салютовала
Москза доблестным нашим войскам.

`За один месяц летнего наступления в
1944 году пройдены с боями сотни ви-
лометров, ‘освобождены десятки крупных
городов. тысячи и тысячи сел. А сколько
прорывов укрепленных ‘неприятельских
полос! Сколько «котлов»!

3a один месяц летнего наступления
проплого года, е 5 июля по 6 августа,
немцы потеряли убитыми 120 тысяч вол-
дат и офицеров, пленными — 12.418.

За один месяц нынешнего летнего на-
ступяения, с 23 июня по 23 июля, немцы
потеряли убитыми более 381 тысячи
солдат и офицеров, = пленными —
158.480 человек.

Среди пленных немцев — и генералы
разных рангов и разного сорта. Москва
видела бесславную процессию этих плен-
ных с генералами во главе. Они ползли
по улицам Москвы длинной грязнозеленой
гусеницей, — человеческая мразь, о исто-
чающая зловонную слизь.

Настунление Красной Армии продол-
жается. Близок час. когда освобождение
Риги и Таллина будет: отмечено: так же,
как освобождение Петрозаводска, Мин-

лют, знаменующий, что ни одного враже-
ского солдата не осталось на советской
земле! Это будет великий праздник на
нашей улице; и нынешние салюты — ра-
достная подготовка в нему.

Но подлый враг должен быть не только
изгнан из Советекой страны, — он дол-
жен быть уничтожен, Раненый фашиет-
ский зверь пытается спастись в своей бер-
логе. Он вализывает раны и готовится
в новым зверствам. Не будет покоя ни
нам, ни нашим детям, если он останется
в живых если уцелеет его разбойничье
гнездо. Не бывать этому никогда! С огнем
ненависти и святого гнева идет вперед
Красная Армия. Нет такого рубежа, перед
которым она остановилась бы в пресле-
довании разбитого врага. И ‹ нет такой
преграды, за которой мог бы укрыться
от возмездия враг. Смерть немецким ок-
купантам! — этот клич советского народа
преследует. немцев на всем пути их от-
ступления. Этот клич слышит Германия.

Траницы Германии на востоке находят-
ся уже в зоне красноармейского орудий-
ного обстрела. Советская авиация бомбит
города и железнодорожные узлы Восточ-
ной Пруссии. Англо-американские само-
леты обрушивают тысячи тонн снарядов
на немецкие города. В довершение ко
всему этому снаряд взрывается в ставке
Гитлера. :

Мы вступаем в последний, решающий
этап войны. Это самый трудный этап,
но он ведет непосредственно к цели —
к разгрому гитлеровской Германии. Рас-
стояния сокращаются на пути Ёрасной
Армии, темпы ее наступления нарастают.

Дорога в Берлин освещена московски-
ми салотами. Нусть сильнее гремят б0е-
вые орудия на полях сражения, пусть
с еще большим под’емом и воодушевле-
нием работает на победу вея наша стра-
на. Мы уже видим в недалеком будущем
день, когда на немецкой земле залпами.
советской артиллерии будет добит пога-
ный немецко-фажистокий зверь. В этот
день торжественным ‘салютом в честь
победного советского оружия завершится

Д. ЗАСЛАВСКИЙ.

Всероссийской академии художеств про-
фессор М. К. Каргер.

— В развитии русского изобразительного
искусства, — сказал он, — Репину по праву
принадлежит одно из первых мест. Глубо-
кое народное творчество художника, ма-
стерски воплощенное в блестящих произве-
дениях живописи, горячо любимо широчай-
шими массами трудящихся Советского
Союза. Кисть Репина подлинно отразила
чаяния народа, его величие, труд, героиче-
скую борьбу. В 100-летие со дня рождения
Репина Советская страна славит его как
одного H3 выдающихся представителей
русской культуры, имя которого товарищ
Сталин 6 ноября 1941 года назвал в числе
других великих имен, являющихся гор-
достью русской вации.

С речами выступили начальник Управле-
ния по делам искусств при Исполкоме
Ленинградского - городского Совета депу-
Татов трудящихся Б. И, Загурский и ху-
дожник И. А. Серебряный,

питанник комсомола,

_Комсомольцы-моряки
В (боях

В вахтенном журнале  бронекатера,
где командиром офицер Зеленовский,
имеется запись: «Прямое попадание сна-
ряда противника в корабль, загорелся
боезапас. Комеорг старший  краснофло-
тец Кошелев схватил горящий боезапас
и выбросил за борт».

В этой скупой записи рассказана сущ-
ность. подвига. комсомольца, но далеко
не полностью:

Бронекатер выполнял боевое  зада-
ние. Враг обетреливал боевой корабль
из орудий и пулеметов. Комсорг катера
Кошелев был контужен. В это время ена-
ряд ударил в боезапас, и он: загорезея.
Важдую секунду мог раздаться взрыв,
который уничтожил бы бронекатер. Слб-
рав вее силы, Кошелев бросилея в гс `я-
щему боезапасу и начал ебрасывать его
за борт. Он не обращал внимания на
ожоги. Жизнь товарищей, бронекатер
были спасены,

Отважно дерется молодежь, и прежде
всего ее авангард — комсомольцы. Вос-
принятый перед
боем‘ в партию, старший краснофлотец
Бондарь был тяжело ранен. Несмотря Ha
это, он ‘не покинул боевого поста:

Комсомолец краснофлотец  Ярышко
под артиллерийским обстрелом и б0м-
бежками четко и быстро выполнял свои
обязанности у пушки, которая вела
огонь Ho противнику. После боя комсо-
молед был награжден за отвагу орденом
Красной Звезды.

За мужество и доблесть, проявленные
в боях. много краснофлотцев, старшин
и офицеров бронекатеров награждено
орденами и медалями Советского Союза.

Недавно катерники получили  следую-
щую телеграмму:

«Командиру подразделения ‹бронека-
теров. а

Поздравляем личный . состав се на-
траждением переходящим Красным зна-
менем Ленинградского областного и го-
родского комитетов комсомола за достиг-
‘нутые боевые успехи в борьбе против
немецко-финбких захватчиков. Желаем
новых побед в боях с немецкими ORKY-
пантами.

Начальник Политуправления Врасно-
знаменного Балтийского флота контр-ад-
мирал Волков. -

Секретарь Ленинградского областного
комитета комеомола Ситников».

Высокая награла нашего шефа вызва-
ла новый боевой порыв среди личного
состава. На кораблях состоялись MH-
тинги. Экипажи бронекатеров послали
следующий ответ: :

«Враснофлотцы. старшины и офицеры
подразделения - бронекатеров  соедине-
ния офицера Фельдман клянутся мно-
жить свои боевые успехл и новыми 100е-
хами над немецко-финскими захватчи-
ками оправдать высокую награду Ленин-
градекого областного. и городского ко-
митетов комсомола». © : >

Капитан-лейтенант В. ШИНДИН.

Краснознаменный Балтийский флот,
ere пони инт ALL,

УСПЕХИ НЕФТЯНИКОВ

В июле нефтяная промышленность

одолжала набирать темпы и добыла
нефти на 5,2 процента больше, чем в
июне. Особенно улучшил работу <ЁВрас-
нодарнефтекомбинат», добывший на 36
процентов нефти больше, чем в июне.
Перевышолнили план тресты «Азнефте-
комбината» — «Лениннефть»,  «Сталин-
нефть», <«Молотовнефть» и «Орджони-
кидзенефть», трест «Туркменнефть»,
«Дальнефтекомбинат», «Куйбышевнефте-
комбинат».

Значительных успехов добились в
июле нефтеперерабатывающие предприя-
тия. План выработки бензина выполнен
на 103 процента. Заводы дали на 15,8
процента бензина больше, чем в июне.
Превышено задание по выработке трак-
торного горючего, авиационных масел и
других нефтепродуктов. (ТАСС).

Возложение венкоз на могилу И. Е. Репина

Митинг закончен. На могилу возлагают-
ся венки из живых цветов от Комитета по
делам искусств при Совнаркоме СССР и
Управления по делам ‘искусств при Лен-
горисполкоме, от Всероссийской академии
художеств, и Ленинградского отделения
Союза советских художников.

жж

Издательство, «Искусство» выпустило к
100-летию со дня рождения И. Е. Репина
почтовые открытки, на которых по способу
фототипии воспроизведены 24 лучшие рабэ-
ты великого русского художника, в том
числе известные картины «Пушкин на акте
в лицее читает свою ‘поэму», «Воспомина-
ния в Царском Селе», «Не ждали», «Згпо-
рожцы», «Бурлаки иё Волге», портреты
Толстого, Глинки, Тургенева, Сурикова и
других выдающихся деятелей литературы
и искусства. :

Тираж юбилейных открыток—полмиллио:
на экземпляров,

(ТАСС).