СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО

Всесоюзное совещание деятелей театров оперы и балета с композиторами и либреттистами
CL Ba ee tee та

Репертуар театров оперы и 6

Вчера ‘в Москве открылось Все-
союзное совещание деятелей театров
оперы и балета, композиторов и либ-
реттистов, организованное Комитетом
по делам искусств при Совете Мини-
стров СССР и оргкомитетом Союза
советских композиторов СССР. Цель
совешания — сбсудить современное
состояние репертуара оперных теат”

ров страны и мероприятия 10 его
улучшению,
Залачи, поставленные Централь-

ным Комитетом партии перед совет“
ским искусством и литературой, не-
посредственно относятся и к дея
тельности оперных театров, Весь
творческий актив советского оперно-
го искусства — комнозиторы, драма-
турги, руководители оперных теат-
ров, лирижеры, режиссеры, певцы И
артисты балета — нашел в указа-
ниях партийной критики развернутую
и ясную программу своей дальней-
шей работы.

Десятки оперных театров, стацио-
нарных и передвижных, раскинутых
по всей стране, призваны играть ак-
тивную роль в деле коммунистиче-
ского воспитания трудящихся, спо-
собствовать росту их духовной куль-
туры. Огромное культурно-воспита-
тельное значение советского оперно-
го театра, обращенного к миллионам
слушателей, должно в Первую оче-
рель определять содержание оперно-
го репертуара.

Естественно, что достижения опер-
ных театров должны проверяться
прежде всего по реальным результа-
там их работы в области создания
нового советского репертуара.

Однако нынешнее состояние опер-
ного и балетного репертуара пока не
отвечает этим задачам. Причиной это-
го являются прежде всего чрезвычай-
но запущенное состояние и слабость
репертуарной работы оперных театров
за последние 5—6 лет. _

Достаточно сказать, что, например,
на все русские оперные театры В
настоящее время. приходится всего
пять оперных спектаклей, принадле-
жаших советским композиторам. Это
«Война и мир» и «Дуэньях» Про-
кофьева, поставленные в Левингра-
де, «Бэла» Александрова — в Моск-
ве, «Фома Гордеев» Касьянова — В
Горьком и «Севастопольцы» Коваля
— в Молотове. He говоря уже ©
том, что большинство этих спектак-
лей осуществлено в Последние меся-
цы,
точно для всей Российской Федера-
пии, располагающей большим коли-
чеством оперных театров, крупней-
шими композиторами и лучшими ис-
полнительскими силами. Еще боль-
шим пробелом в репертуаре Te-
атров является отсутствие спектак-
лей, посвященных нашей действи-
тельности. Кроме только что про-
menue в Молотовском театре
премьеры «Севастопольцев» Коваля,
современная тема оказывается сеи-
час вытесненной с русской оперной
сцены.

Это является печальным следст-

вием полного отхода оперных теат-,

ров за последние годы от работы над
советским оперным спектаклем. Пос-
ле «Полнятой целины» Дзержинско-
го московская большая сцена не
увидела более ни одной советской
оперы. Поставленная в ГОды ВОЙНЫ
на спене филиала Большого театра
опера «В огне» Кабалевского была
быстро снята с репертуара.

Почти все оперные театры РСФСР
в последние годы самоустранились
от работы по созданию советского
оперного и балетного репертуара и
ничего не сделали для того, чтобы
удержать в своем репертуаре ранее
поставленные на их сцене советские
спектакли.

Характерный пример являет дея-
тельность, например, Свердловского
театра оперы и балета. Еще совсем
недавно этот театр по праву считал-
ся олним из ведущих театров страны
и смело мог соперничать с лучшими
столичными оперными коллективами.

Инициатива, упорная работа
над советским и классическим pe-
пертуаром отличали этот театр:
Здесь увидели свет две оперы Трам-
бицкого — «За жизнь» и «Гроза»,
злесь были поставлены «Емельян
Пугачев» Коваля, «Княжна Мери»
Дехтярева, «Гаянэ» Хачатуряна. Те-
атр работал и над уральской темати-
кой, результатом чего явился- балет
Фридлендера «Каменный цветок».
Однако в настоящее время театр не
располагает ни одним советским спек
таклем, а перспективы его на буду-
шее весьма туманны, Еще более не-
приглядно состояние репертуара дру-
гих крупных периферийных оперных
сцен, как, например, Саратовского
театра, Куйбышевского, Новосибир-
ского и др. г

Излюбленные ссылки руководства
оперных театров на отсутствие co-
ветских опер и балетов мало оправ-

 

этого количества явно недоста-.

 

 

 

даны — хотя советский оперный 4
балетный репертуар еще. малочислен,
он все же располагает уже рядом
значительных произведений, работа
над которыми принесла бы много
пользы и театрам и авторам. Между
тем, некоторые оперы, написанные
еще до войны, пока не увидели света
(«Любовь Яровая» Эвке, «Невеста
солдата» Макарова-Ракитина, «Бога-
тая невеста» Трошина, «Слава» Во-
лошинова и др.). Репертуарная дея-
тельность театров до сих пор проте-
кала без должного контроля и влия-
ния Комитета по делам искусств при
Совете Министров СССР. Не. зани-
мался вопросами пропаганды совет-
ского оперного творчества и ©ргко-
митет Союза советских композиторов
CCP.

Сильно замедлилось развитие
оперного искусства и в других с9юЗ-
ных республиках. Если до войны
наблюдался бурный рост националь-
ного музыкального театра, явившего-
ся, например, в Средней Азии под-
линным детищем советской власти,
то сейчас оперная культура некото-
рых республик переживает серьезный
кризис.

До сих пор репертуар почти всех
театров союзных республик не мо-
жет выйти за пределы привычного
круга сказочно-эпической или наци-
онально-исторической тематики. ‘Ha
украинской оперной сцене идет толь-
ко одна опера советского композито-

ра — «Наймичка» Вериковского по.

Тарасу Шевченко. Ереванский театр
оперы и балета им. Спендиарова со
времени декады армянского искусст-
ва в Москве в 1939 году по сие вре-
мя поставил только одну советскую
оперу — «Намус» Ходжа-Эйнатова,
на сюжет армянской классической
литературы. Последняя постановка
Грузинского оперного театра, посвя-
щенная советской действительности
(«Родина» Туския), относится к пер-
вому году войны. Ряд новых носта-
HOBOK этого театра уводит зрителя в
обстановку далекого национального
прошлого. Таджикский оперный Te-
атр за последние три с половиной го-
да поставил только одну новую на-
циональную оперу—<Тахир и Зух-
ра» Ленского; Узбекский оперный
театр с 1944 года не выпустил ни
одной премьеры новой оперы и вряд
ли может что-либо обещать в бли-
жайпем будущем.

В Закавказье создан только один
современный оперный спектакль —
«Вэтэн» («Родина»), опера двух мот
лодых азербайджанских  композито-
ров Караева и Гаджиева, идущая на
сцене Бакинского театра оперы и ба-
лета им. Ахундова. Из пяти нанио-
нальных оперных театров Средней
Азии только в Узбекистане  илет
опера на современную тему — «Бу:
ран» Василенко и Ашрафи.

Увлечение сюжетами народных
легенд и сказаний: перекочевываю-
щих с драматической сцены на опер-
ную, из оперы в балет и т. д., особен-
но характерное для среднеазиатских
республик, отвлекло внимание теат-

 

ров от актуальных задач современ-
ного оперного искусства. Кроме то-
го, в погоне за сказочной роскошью
театрального зрелища, пышностью и
внешней помпезностью спектакля те-
атры часто искажают реальный
смысл исторических событий и обра-
зов, выхолащивают глубокое идей-
ное содержание  народно-эпических
произведений. Так, например, в пос-
ледней постановке Киргизского те-
атра новой опезы Власова, Фере и
Малдыбаева «Манас» бесстрашный
легендарный герой киргизского наро-
да превращен в напышенного, само-
довольного властелина, окруженного
фантастическим богатством и раболе-
пием. Героико-драматическое содер-
жание эпоса подменено выдуманной
лирической темой и мистико-фанта-
стическими мотивами. Это привело К
тому, что, несмотря на высокое каче-
ство музыки, спектакль в целом ли-
шен идейно-воспитательного  значе-
ния. Пышные дворцы ханов, вельмож
и князей — излюбленная обстановка
действия многих национальных опер-
ных спектаклей; идеализируя И в903-
величивая старину, эти спектакли ис-
кажают историю, внушают зрителю
неверное представление о том, что
Фаньше народ жил богаче и лучше.

Установившаяся в Средней Азии
практика сотрудничества крупных
русских мастеров с местными моло-
дыми композиторскими силами на
первых порах принесла много пользы
и дала серьезный толчок развитию
национального музыкального искус-
ства. Однако в настоящее время эта
практика уже приводит к отрица-
тельным результатам. Молодые ком-
позиторы, вместо того, чтобы в про-
цессе общения с крупными мастерами
повысить свои знания и профессио-
нальную культуру, быстро почили на
лаврах скороспелой популярности.

Кроме того, слабо поставлена и
подготовка новых творческих сил на-
ционального музыкального искусства.
Многие .из молодых музыкантов,
композиторов и певнов Узбекистана,
Киргизии, Туркмении не имеют за-
конченного профессионального обра-
зования, и ЭТО серьезно ограничивает
развитие национального музыкально-
го искусства.

Тесно связана судьба оперного ис-
кусства Средней Азии и с проблемой
подготовки вокальных кадров, OC-
воения европейской вокальной куль-
туры. Если в Киргизии, Казахстане,
Туркмении уже наблюдаются изве-
стные успехи в этой области, то, на-
пример, развитие узбекского вокаль-
ного искусства задерживают еще
имеющие там хождение теории о соз-
дании какой-то «особой» узбекской
школы пения.

Работа оперных театров в области
классического репертуара также по-
ка мало удовлетворительна,

Развернувшаяся было до войны
широкая деятельность театров по

 

пропаганде русской оперной класси-
ки, когда впервые после долголетне-
го забвения был возобновлен ряд

 

 

выдающихся творений русских ком-
позиторов («Иван Сусанин» Глинки,
«Опричники», «Чародейка» и «Орле-
ансокая дева» Чайковского, ряд опер
Римского-Корсакова и др.), в На-
стоящее время сильно сузила свои
рамки. За исключением отдельных
театров, как, например, Театр им. Ки-
рова, неустанно работающий над рус
ской классикой, оперный репертуар
вновь вернулся к ограниченному кру-
гу одних и тех же названий класси-
ческих опер и балетов, повторяющих-
ся из года в год.

_Ни в одном театре не идут в на-
стоящее время такие шедевры рус-
ской классики, как «Руслан и Люд-
мила» Глинки, «Золотой петушок»
Римского-Корсакова и ‘многие дру-
гие. Отсутствуют в репертуаре опер-
ных театров гениальные творения
Моцарта, ряд выдающихся опер Вер-
ди, Россини и других создателей
западноевропейской классической
оперной ‘культуры. Зато почти все
оперные сцены страны заполнили та-
кие оперы, как «Чио-Чио-Сам», «Тос-
ка» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло
и др. Почему театры считают, что
веристсокая мелодрама с ее надрывны-
ми страстями и ограниченным миром
идей более полезна советскому зри-

  телю, нежели, например, гениальные

оперы Моцарта, с их неистощимым
оптимизмом и высокой поэтичностью?

Воспитательная роль советского
оперного театра также заключается
в расширении культурного кругозора
своего зрителя, воспитания его ху-
дожественных вкусов. Поэтому до-
стоянием советской аудитории, 0со-
бенно советской молодежи, должны
стать лучшие образцы классическо-
го оперного наследия. Между тем,
многие театры стали подменять куль-
турно-воспитательную работу упро-
щенной развлекэлельностью, ориен-
тацией на обывательские ‘мещанские
вкусы отсталой части публики. Этим
об’ясняется, например, и значитель-
ное внедрение в оперный репертуар
опереточного жанра (Куйбышевский,
Горьковский театры и др.).

Для нынешней деятельности опер-
ных театров характерны очень замед-
ленные темпы подготовки премьер.
Не только в столичных театрах, WO
даже и на периферии количество но-
вых постановок зачастую стало оп-
ределяться одним-двумя спектаклями
в год. Театры утратили традиции бы-
строго, оперативного возобновления
классических спектаклей. Вместо то-
го, чтобы направить внимание и си:
лы на подготовку советеких произве-
дений, они затрачивают массу време-
ни и средств на возобновление даже
таких репертуарных опер, как «Кар-
мен» или «Фауст». Так, например,
новая постановка «Кармен» в Бело-
русском театре оперы и балета обош-
лась государству в 384 тысячи руб-
‚лей. Всех превзошел Киргизский
оперный театр, истративший на По-
становку «Манаса» около полутора
миллионов рублей. Все театры пос-
леднее время обуяло безудержное

 

 

ДНЕВНИЕ СОВЕЩАНИЯ

ко даже и те немногие советские опзры, которые напи-
саны нашими композиторами, очень   ало ставятся на
сцене. Многие“ руководители театров игнорируют. совет-
ский оперный репертуар. }

В. Сурин указал, что наши композиторы при всей про-
фессиональной зрелости еще не овладели оперным ма-
стерством. Большую роль в разрешении проблемы соз-
дания советской оперы должны сыграть и либреттисты,
работа которых до сих пор не организована должным

Вчера в Центральном доме работников искусств от-
крылось Всесоюзное совещание деятелей театров оперы
и балета, композиторов и либреттистов, созванное Коми-
тетом по делам искусств при Совете Министров СССР
и Оргкомитетом Союза советских композиторов СССР.

Председатель Комитета по делам искусств при Совете
Министров СССР М. Б. Храпченко во вступительном
слове отметил, что задачей совещания является обсуж-
дение вопросов репертуара музыкальных театров и соз-
дания новых советских опер и балетов на современную
тему. Общеизвестно, что дело создания современного
советского репертуара в оперных театрах страны являет-
ся одним из отсталых участков нашего искусства. Ос-
изложенные в постановлении ЦК
партии о репертуаре драматических театров и мерах по
его улучшению, являются программой работы и для му-
зыкальных театров. Необходима коренная перестройка
творческой деятельности наших оперных театров и ком-
позиторов. Успешное развитие советского оперного ис-
кусства немыслимо без творческого содружества компо-

новные положения,

зиторов и театров.

образом.

 

Самокритически оценивая работу Комитета по делам
искусств и, в частности, Главного управления музыкаль-
ных учреждений, которое слабо нривлекало композито-
ров к созданию советских опер, докладчик также резко
критикует работу Большого театра СССР, Ленинград-
ского театра оперы и балета им. Кирова, Театра им. Ста-
ниславского и Немировича-Данченко и другие театры
страны за отсутствие в их репертуаре новых советских
опер’ и балетов, а также работу Союза советских ком-
позиторов. Дружеская творческая работа оперных теат-

ров, композиторов и либреттистов даст возможность в

ближайшие же

Советский народ пред’являет неуклонно возрастающие

требования к нашему оперному искусству. В ближайший
срок оперные театры и композиторы должны ответить на
эти требования народа большими творческими делами.

Зам. председателя Комитета по делам искусств при
Совете Министров СССР В. Сурин в евоем докладе под-
робно охарактеризовал состояние репертуара
оперы и балета и рассказал о мероприятиях по его улуч-

шению.

Советский театр должен играть активную роль в ком-
мунистическом воспитании народа. Советские композито-
ры создали еще очень мало произведений, в которых
воплощены новые ‘идеи и черты советских людей. Одна-

театров

годы показать на советской оперной
сцене новые выдающиеся произведения о нашей совре-
менности. В. Сурин остановился также на практических
мероприятиях, которые будут способствовать творческо-
му содружеству композиторов, либреттистов и театров.
Вчера вечером участники совещания заслушали докла-
ды А. Шавердяна «Проблемы советской оперы» и
Ю. Слонимского «Современная тема в балетном театре».
Сегодня на совещании выступят директоры и художе-

ственные руководители ряда оперных театров страны:

Ф. Бондаренко (Большой театр СССР), Б. Хайкин (Театр
им. Кирова), Н. Смолич (Театр им. Шевченко), Идаят-
Задэ (Азербайджанский театр им. Ахундова), С. Ходес
(Молотовский театр оперы и балета).

 

 

алета

стремление к роскоши, как будто пол
пьишностью бархата, парчи и золота
они пытаются скрыть идейную бед-
ность спектакля и его слабые худо-
жественные достоинства.

Черепашьи темпы постановки спек
-таклей и отсутствие разумной эко-

номии в расходовании средств, Hey-
мение или, вернее, нежелание ис-
те-

пользовать внутренние ресурсы
атра для возобновления ряда Клас“
сических опер и являются основны-
ми причинами ограниченности и бед-
ности оперного репертуара. А это
влечет за собой и постепенное сни-
жение квалификации творческого со-
става театров.

Оперное творчество является той
почвой, на которой воспитывается И
развивается вокально-сценическая

` культура оперного артиста,

Деятели оперного театра должны
стать ближайшими друзьями и сорат-
никами советских композиторов В
общей борьбе за советскую оперную
культуру.

Постановления Центрального Ко-
митета партии определили новый
этап в жизни советского онерного
искусства, вновь вернули внимание
композиторов и театров к событиям
и образам наших дней, поставили их
прямо перед лицом основных задач
современного советского искусства.
Мы наблюдаем сейчас вновь подняв-
шуюся волну массового интереса
композиторов к современной теме.
Они находят сюжеты своих будущих
опер и балетов в лучших произве-
дениях современной советской лите-
ратуры, в дневниках и записях уча-
стников Великой Отечёственной вой-
ны, в великих событиях военной эпо-
хи и образах ее героев, в трудовых
подвигах советских людей в эпоху
мирной сталинской пятилетки. Бли-
30K тот день, когда советский зри-
тель увидит на оперной спене обра-
зы героев «Молодой гвардии» Фаде-
ева, «Непокоренных» Горбатова, «Лю-
дей с чистой совестью» Вершигора,
«Сказки о правде» Алигер и других
произведений советских авторов.

Комитет по делам искусств уже
принимает меры по коренной пере-
стройке и улучшению методов рабо-
ты над созданием нового оперного и
  балетного репертуара. Основа всей
творческой созидательной работы по
советскому репертуару переносится
в театры, которые должны стать под-
линными лабораториями советской
оперы и балета. Театры получают
возможность самостоятельно  осу-
ществлять заказы на новые оперные
и балетные произведения . и прояв-
лять свою творческую инициативу.

  Советская опера не’ будет больше

случайной гостьей на оперной сиене,
— она должна занять постоянное И
достойное место в репертуафе опер-
ных театров. Уверенность в этом
дают уже первые результаты нача-
той перестройки репертуарной рабо-
ты. Ведущие театры оперы и балета
страны приступили к реализации сво-
их перспективных планов по С0зда-

 

‚ нию советского оперного и балетно-
ee репертуара, привлекли авторский
 

актив, имеют конкретную  ДогоРо-
ренность с крупнейшими композито-
рами страны.

Большой театр СССР интенсивно
работает с композитором В. Мураде-
ли и драматургом Г. Мдивани над
оперой, посвященной теме дружбы
советских народов, постановка кото-
рой будет приурочена к 30-летию. <9-
ветской власти. Для того же театра
А. Баланчивадзе пишет новый балет
«Жизнь» на советскую тему, Д. Шю-
стакович — оперу на сюжет «Моло-
дой гвардии» А. Фадеева, В. Трам-
бицкий — оперу на сюжет повести
К. Симонова «Дни и ночи» и т. д.
Театр им. Станиелавскогои Немиоэ-
вича-Данченко работает с Д. Каба-
левским и С. Цениным над оперой по
повести Горбатова «Непокоренные»

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Веесоюзном конкурее на лучшие
современные советские пьесы

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

мунизма.

 

фашизма и реакции.

1. Всесоюзный конкурс Ha лучшие современные советские пьесы для
драматических театров и театров юного зрителя проводится Комитетом по
делам искусств при Совете Министров СССР и Союзом советских писате-
лей СССР в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 26 августа
1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»,

Конкурс имеет своей целью повышение идейно-художественного уровня
репертуара театров, создание ярких, полноценных в идейном и художест-
венном отношении современных советских пьес, правдиво показывающих
жизнь советского общества в ее непрерывном движении вперед, способст-
вующих дальнейшему развитию лучших сторон характера советского чело-
века, воспитывающих советский народ, советскую молодежь в духе ком-

2. Принимаемые на конкурс произведения должны показывать передо-
вых людей нашего общества, отображать современную жизнь советского
народа, жизнь советских рабочих, колхозников, интеллигенции, события Ве-
ликой Отечественной войны, героический труд советского народа по выпол-
нению плана ТУ Сталинской пятилетки, борьбу за создание и укрепление
советского государства, руководящую роль партии Ленина—Сталина в раз-
витии советского общества, борьбу прогрессивных сил человечества против

 . УСЛОВИЯ КОНКУРСА

3. В конкурсе могут принять участие советские писатели и все желаю-

щие из числа граждан СССР.

4. На конкурс принимаются неопубликованные и не поставленные на
сцене многоактные пьесы любого жанра, написанные для драматических
театров и театров юного зрителя (драма, трагедия, комедия и т. п.) на од-

ном из языков народов СССР.

5. Авторы представляют перепечатанную на машинке рукопись пьесы в
одном экземпляре под девизом. К рукописи должен быть приложен под тем
же девизом запечатанный конверт, в который вкладывается листок с ука-
занием имени, отчества, фамилии и точного адреса автора.

6. Всесоюзный конкурс проводится в два тура: первый тур проводится
по союзным республикам республиканскими комитетами, управлениями по
делам искусств и республиканскими отделениями Союза советских писа-
телей; второй тур проводят Комитет по делам искусств при Совете Мини-
стров СССР и правление Союза советских писателей СССР.

7. Для рассмотрения драматургических произведений, поступающих

от

авторов на первый тур конкурса, создаются республиканские жюри. Рас-
смотрение драматургических произведений, отобранных на первом туре, про-

изводится жюри Всесоюзного конкурса,

утвержденным постановлением

Совета Министров СССР от 16 декабря 1946 г.
За лучшие драматургические произведения, в соответствии с постанов-
лением Совета Министров СССР, установлены сверх обычного авторского

гонорара шесть премий: „

одна первая премия — 50.000 руб.

две вторых премии — 35.000 руб.

каждая

три третьих премии — 25.000 руб. каждая.

9. В союзных республиках могут быть установлены республиканские пре-
мии и поощрительные вознаграждения. Пьесы, получившие всесоюзные пре-
мии, не могут быть отмечены республиканскими премиями и поошрительны-

ми награждениями.

10. Драматургические произведен

ия, не удостоенные премий, но заслу-

живающие по своей теме внимания, с согласия автора могут”быть рекомен-
дованы в отдельные театры для дальнейшей работы над ними.

произведено до 10 августа

решение.

позднее 1 октября 1947 г.

шинством голосов.
17. Для ведения дел жюри

ее АНН freer a ame ae

11. Драматургические произведения, получившие на Всесоюзном конкур-
се премии, будут опубликованы издательством «Искусство».

НИ. ОРГАНИЗАЦИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

12. Республиканские жюри ведут всю работу по организации конкурса
и его пропаганде в пределах своей республики,
сматривают все поступающие на конкурс драматургические произведения,
представляют лучшие из них на второй тур конкурса, организуя переводы
представляемых пьес на русский язык, и присуждают республиканские пре-
мии и поошрительные вознаграждения. Решения республиканских жюри о
присуждении премий и поошрительных вознаграждений публикуются после
вынесения решения жюри Всесоюзного конкурса.

13. Пьесы от авторов республиканскими жюри принимаются до 15 июня
1947 г. Рассмотрение и отбор пьес на второй тур конкурса должно быть
1947 г. Отобранные республиканскими жю-
ри пьесы направляются на рассмотрение жюри Всесоюзного конкурса вместе
с нераспечатанными пакетами, содержащими фамилию, имя и адре® автора.

14. Жюри Всесоюзного конкурса осуществляет наблюдение за проведе-
нием первого тура конкурса, оказывает помошь республиканским жюри,
рассматривает произведения, отобранные на первом туре, и выносит но ним

принимают и рас-

15. Пьесы на второй тур представляются в жюри Всесоюзного конкурса

не позлнее 15 августа 1947 г. и должны :
ный срок. Окончательные результаты конкурса должны быть об’явлены не

быть рассмотрены в полуторамесяч-

16. Премии присуждаются жюри закрытым голосованием простым болБ-

Всесоюзного конкурса Комитетом по делам

искусств при Совете Министров СССР и президиумом Союза советских пи-
  сателей СССР создается секретариат конкурса.

и

  °

и включил в план ближайших поста: .:

новок «Любовь Яровую» Энке и опе*
ру белорусского композитора TH-
копкого «Алеся». Театр им. Кирова
и Малегот также работают с рядом

ленинградских композиторов над но-.

выми балетными и оперными спек:
таклями.

Завоевания советского музыкаль-
ного творчества подготовили основу
и для расцвета оперного искусства.

Об этом говорят успехи советского  

симфонического, ораториально -хоро-
вого и камерного творчества, которое
заняло ведущее место в мировой му-
зыкальной культуре. Советские ком-
позиторы накопили уже большой
творческий опыт и, несомненно, уже’
подготовлены к решению больших  
идейно-художественных
ного искусства. Они должны выпол-  
нить свой долг перед народом — с0з-  
дать советскую оперную классику,  
показать на оперной сцене нового ге-!
роя социалистической эпохи,

 

Современный герой в балете

Человек вдохновенной мысли и
высоких нравственных идеалов, про:
стой и величественный, благородный
и красивый, словом, передовой co-
зетский человек еще не стал глав-
ным героем сцены. Мы имеем в виду
драматический театр. Что же касает-
ся оперы и особенно балета, то с®-
да современная тема до самого по-
следнего времени проникала чуть ли
не в порядке исключения.

Характерное ° обстоятельство: В
СССР свыше двадцати балетных те-
атров, и во. всем их репертуаре есть
только один спектакль на современ-
ную тему (<«Гаянэ» в Ленинградском
театре оперы и балета имени Кирова).
Положение просто нетерпимое! Круи-
нёйшие наши балетмейстеры, Л. Лав-

ровский и Р. Захаров, В. Чабукнани,  

В. Вайнонен,  возобновляют CBOA
прежние работы, инсценируют клас-
сические литературные и сказочные
сюжеты, не подступив пока практиче-
ски к танцовальному воплощению
современных тем. Продолжается ста-
рая косная тенденция: чем темы и об-
разы дальше OT современной жизни,
тем они будто бы ближе балетному
искусству...

Это противоестественное и пагуб-
ное для всякого искусства обстоя-
тельство чаше всего оправдывалось
ссылкой на так называемую «специфи-
ку»; у. нас, мол, евои условия, законы,
сложившиеся от века уставы и тра-
диции, прежде всего традиции, и К
ним надо относиться с уважением и
прикасаться бережно, чтобы, упаси
бог, чего-то не сдвинуть с места и не
исказить. М такое трепетное уваже-
ние или даже слепая покорность не-
киим нормативным принципам и вы-
мышленным заповедям искусства
обычно обертывались неуважением к
самому искусству. В таких случаях
всякого рода обычаи и предрассудки
брали верх над живым и деятельным
опытом творчества, всегда разрываю-
щим Иуты устарелых догм и тем са-

мым открывающим новые горизонты
художнику.

Мы не отрицаем «специфики». У
балета, каки у всякого искусства,
есть, конечно, свои, именно ему свой-
ственные образные средства и осо-
бенности. И нет ничего худого в том,
если их от времени до времени пы-
таются систематизировать. Но хуже,
когда эту систему стремятся раз на-
всегда узаконить, присвоив ей устра-
шающее наименование—«специфика».
Тогда она становится обузой для ис-
кусства. В самом деле, этой злополуч-
ной «спецификой» сплошь н рядом мас-
кировалась неспособность расширить
круг выразительных возможностей
танца (и больше того—разнообразно
и плодотворно использовать то, что
уже есть), прикрывались робость и
неумение сказать новое веское и убе-
дительное слово. И тогда волей-не-
волей приходилось повторять изо дня
в день, от спектакля к спектаклю,
старое и говорить заученными цита-
тами.

Нельзя сказать, что балет наш все
эти годы так только и поступал. Нет,
от «Пламени Парижа» до «Сердца
гор», от «Бахчисарайского фонтана»
до <Ромео и Джульетты» им накоп-
лен, и немалый, положительный опыт.
обогащающий его природу и, кстати,
доказывающий и то, что эта самая
«специфика», даже в истинном и
справедливом смысле слова, тоже не
есть понятие стабильное. Но балет
все же искусственно ограничивал и
обеднял свой образный пластический
язык, вернее, не обнаруживал актив-
ной и непреодолимой потребности в
его обновлении и развитии,

Не совсем верно ‘будет утвержде-
ние, что балет упорно и до конца
сознательно замыкался в привычный
круг сентиментально - идиллических
сюжетов, персонажей, жанров. Мед-
ленно, слишком медленно, с некото
рой «оглядкой» назад, но все же ме
нялись темы, уходили одни и прихо-

 

дили другие, новые, сравнительно,
образы; и, конечно, от фатальной ги-
бели баядерки Никии до мужествен-
ного подвига МЛауренсии пролегает
длинный путь творческих стремле-
ний и поисков, имеющих целью oc-
лабление сентиментально-архаических
красок и утверждение более совре-
менного героико-патетического нача-
ла. Но почти все эти, даже самые
удачные опыты совершались на
значительном отдалении от современ-
ности. Сойтись вплотную, сомкнуть-
ся с сегодняшней жизнью, действи-
тельностью— не в буквальном, бы-
товом, а Образно-идейном смысле —
балет так и не решался, и тем он
ослаблял свою силу общественного
убеждения и воздействия, ставил се-
бя поодаль, особняком среди других
искусств. Это должно быть отвергну-
тои осуждено не только, как одно из
ветхих и косных проявлений его мни-
мой обособленности, а как реальное
препятствие в его движении вперел.
Вне связи с современностью нельзя
жить и успешно творить ни в одном
искусстве, в том числе и в балете.
Иногда слышны недоверчивые и
скептические голоса: не выйдет, ба-
лет уже испытывал себя в современ-
ности, и ничего особо значительного
не получалось, если и не говорить
уже о катастрофе со «Светлым
ручьем».. Условность танца не до:
пускает, мол, актуальных, реально
существующих тем и образов. Неверно
это. Поражение «Светлого ручья» или
неудачи ленинградского «Болта» и
тбилисской «Малтаквы» были не в
обрашении их авторов к совремечно-
сти, не в противоестественном будто
бы сочетании правды жизни и поэзин
танца, реального и фантастичного,
современности и условных форм бале-
та,—словом, не в порочности такого
рода намерений, а в неумелом и ошн-
бочном их осуществлении. Это было
следствием, если хотите, примитив-
ного и бесцеремонного приспособле-

 

ния, равнодушной «пригонки» нового
содержания к старым многократно из-
веданным и «освоенным» приемам и
стилям. В этих спектаклях не столько
сочиняли новое, сколько старались
выдать старое за новое. Такие. попыт-
ки закономерно кончаются провалом.
Но ведь не ю них идет речь.

Речь идет оглубоком и творческом
воспроизведении современных образов
в балете, и прежде всего в танце. И
тут возникает несколько общих проб-
лем: Их, к сожалению, очень мало
пытаются осмыслить теоретически.
Наши научно-исследовательские ум-
реждения по искусству почти не за-
нимаются балетом. Еще какое-то вчи-
мание они уделяют его истории, YTD
же касается теории, современной эсте-
тики балетного искусства, то она поч-
ти совершенно выпала из поля зрения.
Но одно дело—теория, окончательно
решаться все самые сложные творче-
ские задачи будут, конечно, практи-
чески. Мы  подчеркиваем—сложные,
желая снова сказать, что никакая
сложность не может заставить отмах-
нуться от этих проблем, уйти в сто-
рону от их решения или отрицать его
необходимость. Положительный герой
должен быть «воспет», прославлен и
превознесен в танце во всю силу и
широту тех выразительных возмож-
ностей, которые этому искусству
свойственны,

Мы не собираемся давать точного
перечня тем, вернее, современных яв-
лений жизни, которые могли бы быть
воплощены в балетном театре, но ду-
маем, что круг их достаточно ширэх.
Дело ведь не только в самом харак-
тере явлений, а в подходе к ним ху-
дожника, в их восприятии и образном
воспроизведении.

Порой высказывается опасение: а
не отрицает ли новое содержание са-
мой условной природы танца, не по-
сягает ли оно на эту природу? Het,
конечно, нет. Ведь условность всяко-
го танца—это своего рода форма по-

 

этической концентрации и обобщения.  
При соприкосновении балетного ис- 
кусства с новыми темами, при жела-  
нии верно показать новые чувства и
характеры эти формы будут в той или.
иной мере, естественно, меняться. ГМ  
склонность танца к поэтическим ино-!
сказаниям и обобщениям останется.  
И это нивкакой степени не вызывает  
у него «конфликта» с современно- 
стью. Наоборот, в нашей жизни, боль-
ше, чем где и когда-либо, есть такое,
что заслуживает вдохновенного поз-
тического обобщения,

Горький говорил, что «Наше ис-
кусство должно встать выше дейст-
вительности и возвысить человека
над ней, не отрывая его от нее». Это
задача и балета, и она—в его эстети-
ческих возможностях и склонностях,
которые сейчас могут проявить себя ©
большим правом, чем когда-либо. Соз-
ременная тема не только не сужает
«права и обязанности» танца в бале-
те, а наоборот, подкрепляет и рас-
нгиряет их. Танец будет расти в своем
образно-характеризующем и смыело-
вом значении, как искусство, воспро-  
изводящее и прославляюшее лучшие
качества советского человека, как ис-
кусство правды и благородного во-
ображения, искусство жизни и вдох:  
новенной, окрыляющей мечты. Дело.
только за авторами, за балетмейстера-
ми, которые сумеют правильно ощу-  
тить и осмыслить жизнь и, влацея
чувством современности, сумеют на  
ге благодатной основе раскрыть.

` венной

В ТЕАТРАХ
г ТАДЖИКИСТАНА

  СТАЛИНАБАД. (Наш корр.). Рус- 
ский театр им. Маяковского показал  

  премьеру пьесы Л. Малюгина «Старые!
режиссера B.  

: друзья» в постановке
’Витальева. Следующая премьера те-
  атра--«За тех, кто в море!» Б. Лав-
‚ ренева.

Лахути начал работу над пьесой А.
Сурова «Далеко от Сталинграда»
переводе на таджикский язык драма-
турга Д. Икрами.

`Ленинабадский театр юного зрите-
ля принял к постановке пьесу В.
Катаева «Сын полка» в переводе на

Драматург С. Улуг-Заде
пил к переводу пьесы А. Крона

` «Глубокая разведка» для Театра им,

Лахути.

 

ОПЕРЫ И БАЛЕТЫ
0 СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ряд композиторов и сценаристов ра-
ботают над созданием опер и балетов,
посвященных советской молодежи.
Композитор А. Пащенко и сценарист
С. Спасский готовят оперу «Молодая
гвардия» по одноименному ромазу
А. Фадеева. М. Алигер и М. Янков-
ский написали сценарий оперы, вол-
лощающий образ и подвиги Зои Кэс-
модемьянской. Музыку пишет компо-
зитор В. Волошинов.

«Юность» — условное название ба-
лета, над которым работает М. Чулаки
по сценарию Ю. Слонимского. Авторы
поставили своей задачей создать со-
временный романтический балет.

Композитор А. Крейн работает над
балетом «Дочь народа» о молодых ге-
роях Отечественной войны.

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БАШНИРСКИХ ДРАМАТУРГОВ

На совещании Комитета по дз-
лам искусств прин Совете Мини-
стров РСФСР с докладом о состоя-
нии башкирского искусства выступил
начальник Управления по делам ис-
кусств при Совете Министров Баш-
кирской АССР С. Кадыров. Он рас-
сказал, что к постановке в Башкир-
ском академическом театре драмы
принята новая пьеса Кадыр Даяна
«Эскадрон», рассказывающая о друж-
бе народов СССР в период Отечест-
` войны. Рашит Нигмати за-

 

 

и воплотить все, пусть пока скрны-
тые, силы своего искусства.  По- 
ка еще с этим дело обстоит плохо.  
Ведь даже Ha образцовых сценах
крупнейшего в стране Больнюго теат-,
ра и его филиала нет ни одного бале-  
га на современную тему. Дальше так
продолжаться не может. Надо твердо
помнить, что только в современно-,
сти — источник мощи всякого твор-
чества, ключ к его будущему.

В. ПОТАПОВ.  

канчивает переделку пьесы «На бе--

регу Белой», Шанышев Ахат пишет
пьесу «Кындаш» о работе колхозов з
дни Отечественной войны.

Комитет по делам искусств при
Совете Министров РСФСР наметил
ряд мероприятий по улучшению под-
готовки кадров для драматических
театров в Башкирии, которые будут

  способствовать творческому росту те-

атральной молодежи.

  18. Присланные на конкурс рукописи авторам не возвращаются.

a a aE

Пьесы и спектакли
о современности

©

«4EJIOBEK С РУЖЬЕМ»
НА ТАТАРСКОЙ СЦЕНЕ

КАЗАНЬ. (Наш корр.). Татарский
Академический театр им. Галиаскара
Камала приступил к репетициям
спектакля «Человек с ружьем»
Н. Погодина. Нъесу на татарский
язык перевел заслуженный деятель
искусств ТАССР Мирсай Амиров,
Постановщик спектакля: заслуженный

Академический театр прамы ИМ.   деятель искусств РСФСР и ТАССР

П. Сперанский. Музыку написал за-
служенный. деятель искусств РСФСР

  ТАССР Н. Жиганов. В главных ро-
лях занят ведущий состав труппы.

Роль Ленина репетируют заслужен=

ный артист Башкирской АССР А. Ша-
задач опер-, таджикский язык драматурга Мир- муков и заслуженный артист ТАССР
  шакара.

Н. Гайнуллин; роль Сталина—народ-

присту-   ный артист ТАССР М. Ильдар, заслу-
  женный деятель искусств ТАССР
  Ш. Сарымсаков и артист А. Зиатди-
1

HOB,

ee

В МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ
ДРАМЫ И КОМЕДИИ

Московский театр драмы и коме-
дни закончил работу над пьесой
О. Литовского «Андрей Протасов»,
Ставит спектакль А. Плотников, ре-
жиссер Я. Ромбро, художник И. Но-
сов.

Театр принял к постановке коме-
дию И. Назарова «Младшая сестра»
(постановщик Я. Перов, оформляет
спектакль Г. Лебедева}

И. Чекин заканчивает для театра
пьесу «Твой голос» и А, Таланов —
«Часы е кукушкой»; Н. Ветлугин пи-
шет новый вариант своей комедии
«БКасилиса».

—

СОВЕТСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

ГРОЗНЫЙ. {Наш корр.). В репер
туаре Областного драматического те»
атра им. Лермонтова и Областного
театра юного зрителя сейчас пять
пьес советских авторов. Областной
драматический театр показывает
«Глубокую разведку» А. Крона,
«Беспокойную старость» Л. Рахмачо-
ва и «Далеко от Сталинграда» А. Су-
рова. Эти спектакли идут не только
на основной сцене театра, но из
клубах нефтяников,

Областной театр юного зрителя
поставил «Сказку о правде» М. Али“

гер и «Старые друзья» Л. Малюгняа,

 

«ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА
В ТЕАТРЕ И ДРАМАТУРГИИ»

В Театральном музее им. Бахруши-
на в бляжайшее время открывается
новая выставка — «Образ советского
человека з театре и драматургии». На
выставке будет экспонирован ихого-
графический материал, иллюстрирую-
щий работу актеров над образом ©58*
ременников 3a последние тридцать
лет.

pm =o oO

==