‚ юм тектара.

12 СЕНТЯБРЯ 1941 г., № 253 (8661)

Вечернее сообщение 11 сентября

(Оконч

пи. Перобив до 80 фашистских солдат,
артизаны взорвали мост через реку
И, (мота, 3 склада с боеприпаезми и пфо-
цоольствием и уничтожили 6 грузовых
уиомаигия. Захватив много оружия, nap-
ионы оставили село.

Бойцы партизалекого отряда бухгалтера
МС тов. П: ва большом” отрезке дороги
oro Губаны насыпали острые ‘обрезки
561635 ‘и твозди. Двигавшийея по дороге
(PIT немецких мотоциклистов осталовил-
и #332 TOPO, что ше моныше, чем у
20 мотоциклов были проколоты шины.
ода Фашристь» занялись сменой покры-
ок, Парпизаны напали на них. Перебив
5 немецких солдат, партизаны захвати-
ft MOTOLMKIBE B CEDELENCH.

ж + в

В Албатии ве сильнее разрастается
вободительною движение. Албанские пат-
worst Ти 2 ‹ентября разбили севернее
мьян карательный отряд из 75 италь-
ямиких стрелков и уничтожили батарею
мых орудий.

* ok

Упюрное солтрогивление итальянским и
пруанским захватчикам оказьзают пар-
man в Греции, В порту Салоники в
чение первых трех дней сентября было
№5 больших пожара на итальянеких

прапопортах, подтотовленных к отправке
з Италию. В связи © пожарами италь-
иская жамдармерия арестовала  свъышю
ма портовых рабочих греков. В ответ на
ую греческие грузчики  забастовали.
Иальянцы были вынуждены освоботить
арестованных. В греческом порту Пирей
ATAABTNNEL TIBUPAIOTeA ITOLHATE залютлен-
‘ihe 3yeeh пароходы. На-здиях один из

ание). <

подиятых пароходов, доставленный к при-
чалам, был подожжен патриотами и сно-
ва, затонул.

# + *

Все шире распространяется на фабриках
и заводах стахановское движение двухсот-
ников. Сотни тысяч советских патриотов,
героически помогая фронту, ежедневно вы-
полняют свою норму на 200—300 и более
процентов. В ини отечественной войны
болынинетво рабочих Кировского завода
дает две и три нормы. На заводе имени
Марти рабочий тов. Александров системати-
чески вырабатывает три нормы. Молодой
токарь тов: Зябко за 60 часов выполнил
радоту, на которую прежде полагалось
210 часов. На Ярославском заводе «Клас-
НЫЙ маяк» в молодежной группе цеха № 5
все рабочие сдают по две нормы в смену.
Работница тов. Борисова нарезает 200 ше.
стеренок в смену при норме 68. Работнипа
тов. Маршова расклепывает 350 втулок
при норме 96. Рабочий депо станции
Облучье тов. Ежов выполняет пять порм
в смену. Работница депо. Куйбышневка-
Восточная А. Бакшеева вырабатывает за
смену десять норм. `Слесари паловозного
депо Хабаровок-П т.т. Стрельцов, Грингаев,
электросварщик тов. Худяков, токари
тл. Бурденко, Суханов и многие лругие
ежедневно вырабатывают 6—7 норм. Почти
все рабочие паровозоремонтного лепо стан-
ции Буй Северной дороги лают две нормы
в смену. Токарь депо тов. Кузьмин выпол-
няет задание на, 500-—600 пропентов. В
цехе обточки бандажник тов. В. Никишин
перешел на обслуживание трех станков и
довел свою дневную выработку до 600 про-
центов.

ДОНБАСС ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ

В Донбасее идет деятельная подготовка
к зиме. Ремонтируются жилые дома, трам-
мйные парки. В городе Сталино ремонт
жилых строений выполняется скоростными
зотодами. Это позволит на месяц раньше
‘(рока закончить намеченный план.

Особой заботой окружены семьи красно-
армейцев. Ремонт их квартир и доставка
THERA производятея в. первую очередь.
В гороле Орхжонмкилзе 43 семьи красно-
аруойцев переселены в новые квартиры. В
родах и поселках ускоренными темпами
ивозится топливо на коммунальные пред-
приятия, в учреждения, школь и больни-
ци, Торговые организации  затотовляют
щи на зиму. Повсеместно организуется
иголка огурцов, капусты, помидоров.

Металлурги, угольщики и железнодо-
жники обязались при любых морозах и
нежных заносах обеспечить нормальную
14б0ту шахт, заводов и транюпорта. Горня-
и Горловской шахты № 19—20, рассчи-
тывая на увеличенную добычу утля зи-
0, расширяют свое паровое хозяйство.
Ремонтируется калорифер,” готовятся - шур-
фы, похвозится лес, оборудуется новый

террикон. На шахте уже закончен ремонт

рабочей бани, нарядной, ламповой.

Во всеоружии встречают зиму железно-
урожники донецких дорог. Замечательный
почин в этом. деле. сделал коллектив узла
мени Л. М. Кагановича ` Северо-Лонецкой
железной дороги. Он решил без какой-ли-
и посторонней помощи, за счет использо-
мния внутренних ресурсов и в свободное
(т основной работы время подготовить все
танционное хозяйство к зиме. Коллектив
иказалея от финансирования со стороны
управления дороги. Е

(Свыше 10 тысяч недостающих cHero-
зых щитов путейцы пополнили путем
ремонта старых щитов. На колья снего-
вого забора они ислюльзовали сухоетой из

древозаградительных полос. Увязочные ма-
териалы они затотовили из отхолов прово-
локи, старых тросов и лозы. Путеобход-
чики и домохозяйки организовали широ-
кую заготовку метел. Паровозники и ва-
гонники обеспечили себя многими деталя-
ми для ремонта паровозов и ватонов в
зимних условиях.

Почин работников узла  ^имени
Л. М: Кагановича встретил горячую под-
держку среди мнототысячной армии  до-
нецких железнолорожников.. Бригады плот-
ников, каменщиков, кузнецов, домохозяек
приступили к ремонту зданий, снегозатра-
дительных щитов, к ремонту и изготовле-
нию инвентаря, вязанию метел. Бригада
тов. Огинского своими силами в нерабочее
время отремонтировала снеговые щиты,
привела участок пути в образцовое состо-
яние. Хозяйственным способом. не требуя
от управления дороги ни копейки средств,
подготовился к зиме вагонный участок,
Tie начальником тов. Кузечкин. Большое
неудобство на этом участке вызывала
транспортировка деталей в дешо. Организо-
вав воскресник, транспортники построили
узкоколейку. Общественными силами от-
ремонтированы ‚также стелажи, хушевая и
гардеробная. Путейцы, станционные рабо-
чие и домохозяйки под руководством до-
рожного мастера Терещенко подняли на
‘свежий балласт главныё станционные пути,
отремонтировали около 3 тысяч снеговых
щитов, 90 лопат, 70 кирок, заготовили
сотни метел. В. полной готовности также
ручные фонари, ведра, зимняя одежда.

Единой трудовой семьей тотовитея До-
нецкий бассейн к зиме, чтобы никакие
морозы и снежные заносы не мешали
предприятиям и транспорту’ вылолнять
ответственные задания для нужд фронта.

Д. АКУЛЬШИН.
Сталино. (По телефону).

САМООТВЕРЖЕННЫЙ ТРУД НА ПОЛЯХ

(От корреспондента «Правды» по Башкирской АССР)

В колхозе «Игенчеляр» и в мирное вре-
и! была хорошая трудовая дисциплина.
\ сейчас, в дни отечественной войны,
четкость в работе колхозники юделали за-
тоном своей жизни. Выюслущать расторя-
жение председателя или бригадира и с00б-
шить 00 исполнении—стиль работы кол-
X08THROB,

Много колхозников Ушло на фронт. Ухо-
мт и сейчас. А силы в колхозе не убы-
mor, Откуда берутся эти силы? Новые
лы заложены в самоотверженном труде.
№ це и всюду люди перевыполняют нормы
зыработки. :

Хаажи Киряев на уборке хлеба вышол-
Hier по две нормы. На вязке снопов пе-
выполняют ‘нормы колхозницы Шамел-
банат Хамидулина, Бикэ Садыкова, Галия.
т (ахибзямал Батлановы, Галима Сейфут-
Динова и Хабибзямал Киряева.

Вышли на Уборку хлеба и старики, и
школьники, Ребята полносят снопы, mepe-
опачивают зерно, подносят воду. Силами
Школьников досрочно выполнены дорожные,
1иботы. сооружена плотина для колхозной
УСЛЬНИЦЫ,

Активно участвует в полевых. работах
И льокая интеллигенция. Учитель Гари-
пов косил сено, устанавливал сеялки, про-
верял семена. Учительница немецкого язы-
а Халила Фасхетдинова вместе © колхоз-
ЧиЦами жнет и вяжет снопы.

Хлеб нынче ‘уродилея надиво. Хороши
и подсолнух, картофель, гречиха. Колхоз-
ники говорят, что тажого урожая давно не
было. з

В семье Баглановых четыре брата, и все
они на фронте. Старитие—летчик Галинур
и младший командир Хазил—участники
боев с белофиннами. Братья пишут одно-
сельчанам: «Работайте дружнее! Ваши
побелы в тылу приближают нашу победу
на фронте».

Письма © фронта—большюе событие в
колхозе. Их затоминают наизусть, цити-
руют напамять, © них товорят на ули-
цах, в поле, в правлении, на собраниях.
Получено письмо от Вали Яюпарова. Он
пишет: «Возвралнение ломой, в колхоз,
зависит от нае самих. Чем сильнее мы
булем кропгить врага, тем скорее вернемея
домой».

Бойцы интересуются, как артель вы-
полняет свой обязательства перех государ-
ством. «Выполняйте всё на 100 процен-
тов, это ускорит нашу победу».

...б рассветом колхозницы вышли про-
вожать своих мужей. Уезжающие на фронт
просили колхозников беречь артельное
0бр0: :

т A А за нас не беспокойтесь. Мы будем
метко разить фаптистекого raya.
Э. АБДУЛИНА.

Колхоз «Игенчеляр», Стерлитамакского
района. г

НА ХЛОПКОВЫХ ПОЛЯХ ТАДЖИКИСТАНА

СТАДИНАБАД, 11 сентября. (По теле-
графу). Колхозники Ворошиловабадекого
Пайона вырастили хороший урожай еги-
пикого . хлопка. В колхозе «Rania Та-
джлкистан» многие звенья соберут по 50
1 бе центнеров хлопка-сырца с каж-
Звеньевая колхоза имени
мотова, летутат Верховного Совета Ta-
инкской ССР тов. Умри Мадаминова, рас-
‘читывает собрать на своем участке более
центнеров. Звено тов. Мадаминовой
У слало государству по пяти центнеров
\опка-сырца с каждого гектара.

Уборка. хлопка © первого же дня идет
быстро и организованно. В колхозе имени
Оужоникилзе на убойке участвуют 1
Юусомольцев; все они выполняют и пе-

\

ревыполняют нормы выработки. Комсомо-
лец-призывник тов. Карахан Хасанов соби-
рает по 40 килограммов хлопка в день;
5 сентября в честь Межлународного Юно-
шеского Дня тов. Хасанов собрал 80 ки-
лограммов хлопка и весь свой заработок
за этот день сдал в фонд обороны.

По 50—60 килограммов  етипетекого
хлопка в день собирают комсомольцы
Навруз Салиев, Каримов, Абдурахимов и
другие. За комсомольцами идет несоюзная
молодежь. Сестры бтун и Зиниёт Еалыро-
вы, колхозницы Бирафлот Бабаева, Фати-
ма Хасанова систематически перевычолня-
ют нормы, собирая в день по 60-—70 ки-
лограммов хлопка. ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ

КРАСНОДАР, 11 сентября. (Корр,
Правды»), Машинно-траюторные станции
\ая переоборудовали под использование
тартерных газов несколько тысяЯ TPAaKnyTo-
в, Пкатериновская МТС переоборуловала
30 тракторов. В результате каждый трак-
№ даст на гектаре пахоты до 3 килограм-

мов экономии горючего. МТС уже сэконо-
мила более 12 тонн керосина и литроина.
Лиманская МТС, переоборуловав 35 трак-
торов, получила 29 тонн экономии горю-
чего. Большая экономия горючего лостит-
нута в Усть-Табинской и Албашсекой МТС.

ЧУДОВИЦНОЕ ЗЛОДЕЯНИЕ ФАШИСТСКИХ УБИЙЦ

ПОДРОБНОСТИ ПОТОПЛЕНИЯ ГОСПИТАЛЬНОГО СУДНА «СИБИРЬ» ГИТЛЕРОВСКИМИ МЕРЗАВЦАМИ

Как

Советское Информбюро ‘уже сообщало
о чудовищном преступлении гитлеровских
убийц, потопивиих в Финском заливе
госпитальное судно «Сибирь», перевозив-
шее из Таллина эвакуированных женщин,
детей и раненых красноармейцев и коман-
диров Красной Армии.

Теперь, когда детально расследованы
обстоятельства гибели госпитального суд-
на, когда мы опросили очевидцев, нахо-
дившихся на борту «Сибири», и ознако-
мились < официальными документами,
можно составить себе ясное представление
о зверском злодеянии фашистов в водах
Финского залива.

Госпитальное судно «Сибирь» выл
из Таллина в ночь с 18 на 19 августа,
имея на борту 1.300 человек. Наступило
утро. Погола была ясная < отличной ви-
димостью. ‹ Можно было без бинокля раз-
глядеть силуэты судов, проходивших на
большом расстоянии, и очертания берегов.
Утро было спокойное. В лазаретных по-
мещениях врачи обходили раненых, мате-
ри и дети собрались в столовой для
завтрака.

В 14 часов 20 минут, когда сулно на-
ходилюсь на севере от маяка Стеншер,
сигнальщик заметил в возлухе три враже-
ских бомбардировщика. Они быстро прибли-
зились к судну, сделали разворот и неожи-
данно сбросили 4 бомбы © правого борта
и 2—c, левого. Ни одна из этих бомб
не попала в судно. Они разорвалиеь в
воле ‘на расстоянии 4—5 метров от борга,
и лишь детонация причинила теплоходу не-
которые повреждения. Самым существенным
из них была порча рулевого управления.

Встревоженные взрывами бомб, женти-
ны © детьми выбежали на палубу. Их
удалось быстро успокоить. Romanza
исправила рулевое ‘управление, и судно
продолжало следовать по. своему курсу.

В этот день фапеистские самолеты ни
разу ве пытались атаковать советские
военные корабли на Балтике, но госпи-
тальное судно они не оставляли в покое.

В 16 часов 40 минут были замечены
германские бомбардировщики «Ю-88», ле-
тевшие к теплоходу. Самолеты енизились
и несколько раз пролетели над судном.
Летчики не могли не вилеть опознаватель-
ных знаков госпитального судна. Воздуш-
ные пираты сбросили на нас крупные
бомбы.

Рулевая и штурманская рубки были раз-
рушены, рулевой матрос убит. Сильным
взрывом капитана сбросило © мостика и
завалило мешками с песком.

Послышались душеразлирающие крики
детей. Женщины заметались по палубе.
Олна из них, прижав к груди сына, бро-
силаеь за борт.

Выбравлтиеь из-под обломков рубки,
капитан приказал начать тушение по-
жара. Помещения на спардеке пылали. Но
подать воду оказалось невозможным из-за
разрушений в машинном отделении, Ма-
тросы и’ санитары пробивались сквозь
дымовую завесу, чтобы вынести па корму,
K которой еще He полошлю пламя, всех
раненых и детей. Помощник капитана
тов. Мамлыга получил при этом серьез-
HEM ожоги. Однако он Be покинул
своего поста и продолжал работу. Выюо-
кую ‹самоотверженность показали повар
Панов, кочегар Ясинский, боцман Павлов,

это было

матросы Жилин и Сушков, буфетчица
Руднева, уборщица Александрова и apy-
гие. Пренебрегая опасностью, они выносили
раненых из лазаретных ‘помещений. Один
раненый красноармеец заявил, что он
достаточно силен для того, чтобы самому
продержаться на зволе,—юон решил плыть.
Ольга Максимова cama была ранена, и
Bre me OHA надела на бойца свой спаса-
тельный пояс,

Началась посадка пассажирбв в шлюп-
ки и на плоты. Сквозь дым и пламя
матросы, санитары, уборщицы продолжа-
ли» переносить „5% корму раненых и детей
из нижних помещений. Судно начинало
крениться налево. С правого борта были
спущены вх шлюпки, но сильная волна
опрокинула некоторые из них. Часть
шлюпок была разбита еще на борту при
бомбежже. В воду бросали бревна и доски
для того; чтобы люди могли продержаться
еще некоторое время, пока полоспеет m0-
мощь. Температура воды не превышала
12 градусов. Команда санитарно-медицин-
ского персонала боролась за жизнь каж-
дого пассажира.

Е горящему тоспитальному сутну приз
ближались наши небольшие военные ко-
рабли и катеры. Катеры подбирали людей
из воды. Полошел тральщик. On стал
снимать людей с носовой палубы. На
другой тральщик был полан конец, но ка-
нат оборвалея, На корме в это время
находилось до 70 человек. Нельзя было
установить, всех ли. пассажиров снял
другой тралышик © носовой палубы, так
ках пробраться туда с кормы было невоз-
можно. Почти пять часов команда и все
здоровые. люди, выбиваясь из последних
сил, боролись © огнем. Надо было епу-
скать на воду последних раненых. Bee,
кто мог работать, сколачивали ‘из досок

‘новые плоты. Ни одной шлюпки уже

не было. Когда моряки, падая © ног oT
усталости, спускали в воду плоты © ма-
терями, детьми и ранеными, фаптистекие
разбойники продолжали свое злолейское
дело. Два бомбардировтика вернулись к
торевшему судну и сбросили возле него
мины. Затем они начали обетреливать из
пулеметов шлюпки и плоты со епасен-
ными. С воды: донозилиеь крики раненых.
Теденела в жилах кровь и сжимались
кулаки! Только намвинувшаяся темнота
спасла многих людей от верной гибели,

Вею ночь оставитиеся на судне не пре-
крашали борьбы е огнем. На борту нахо-
тилось еще ло 40 тяжелораненых. Скола-
чивались новые плоты, и к рассвету вее
люли были спущены ка волу. Векоре они
были сняты © плотов подошедптим траль-
щиком. Последние люли покинули тепло-
ход. On был взят на буксир. Но повреж-
дения оказались нелоправимыми, и тепло-
ход затонул.

Когла гоститальное судно «Сибирь» вы-
холило из Таллина, на его борту было
1.300 человек. Тероическими усилиями
команды теплохода было спасено 900 че-

ловек. 400 человек погибли в огне, по-

тонули, убиты на плотах и в шлюпках

‘пулеметными очередями фашистских не-

тодяев. Эти 400 жизней, 400 зверски
убитых женщин, летей, людей, лежавитих
на лазаретных койках, 400 жизней взы-
вают о мщении. Проклятие убийцам!

С. МАРВИЧ.

Рассказ капитана теплохода «Сибирь»
А. Чугунова

Потопление теплохода «Сибирь» — одно
из самых омерзительных злодейств гер-
манского фалпизма. Орды двуногого зверья,

профессиональные убийцы  беззашитного
населения, женщин и детей — так навеки
булет  заклеймена — немецко-фаптистская

армия люлоела Гитлера. Будь он трижды
проклят, международный палач!

...Нали теплоход отошел от Таллина, имея
на борту раненых, эвакуированных жен-
щин и детей. Около полудня мы заметили
вдалеке воздушного разведчика. Врат вы-
сматривал добычу. В 14 час. 20 мин. на
судне была 0б’явлена первая возлушная
тревога-—за нами охотились три «Юнкер-
са». Они отчетливо видели, кого мы везем,
и все же сбросили в пикирования на «Си-
бирь» шесть 6owd. Ho промахнулиеь.
Олнако сильной взрывной волной судну
был причинеп ряд повреждений.

Понятно, как налет полействовал на
женщин и детей. Экипаж и медицинский
персонал проверили, нет ли пострадавигих,
не нужна ли кому-нибудь помощь. Мы
постарались по возможности успокоить
пассажиров. Организованными усилиями
экипажа повреждения были ликвидирова-
ны в течение 15 минут, и «Сибирь» про-
должала путь.

Надо сказать, что к этому времени по-
года основательно испортилась. Свежий
ветер достиг к вечеру силы шторма, по-

’ явилась большая волна.

В 16 чае. 40 мий. прозвучал второй
сигнал возлушной тревоги. Над нами снова
появились фашистские хищники. Убийцы
решили ловести начатое преступление до
конца. Олин из фашистских самолетов,
‘спикировав, сбросил бомбу в помещения,
rie находились тяжелораненые. Стоны,

крики. плач огласили тетлохох. Or ЭЖой
страптной картины сердце разрывалось на
части. На спардеке забущевало пламя.
Экипаж бросился тултить огонь. Но ока-
залось, что вое противопожарные средства
разрушены. Ведрами черпали матросы воду
и заливали пламя, пытаясь локализовать
пожар.

Спасение людей было затруднено до
крайности. Шлюпки с левого борта pas-
рушило взрывом. Спущенные на воду
шлюпки ¢ правого борта опрокинула
штормовая волна. ь

В воле оказались сотни беспомощных
людей. Вода окразилась кровью. Мы бро-
сили в воду все, что ‘могло’ удержать лю-
дей на поверхности, наскоро смастерили
INLOTEL.

И ‘тут гитлеровские мерзавцы во-вею
показали свое звериное нутро. Фапгистские
стервятники © бреющего полета стали рас-
стреливать барахтавигихея в воде раненых,
женщин и детей. Они посылали одну
пулеметную  очерель з» друтой. Крови,
побольше крови добивались эти гнусные
бандиты.

В бушующем пламени пожара под пу-
лями прололжал экипаж благородную ра-
боту по спасению людей. ПШолошло не-

CKOIBKO наших мелких судов, они подби-

рали утопающих. До 14 часов следующего
дня шли спасательные работы. Мы поки-
нули теплохохл, котла на нем не осталось
ни одного пассажира. Но, к сожалению,
всех не улалось спасти: из 1.300 человек
400 погибли.

Мы, моряки, пережившие это бестри-
мерное злодеяние, поклялись метить ира-

ту, уничтожать его беспощадно, Смерть

кровавому Гитлеру и его банде!

Рассказ пассажира Вирве Лаас

Из Таллина эвакуировалась я вместе
co своей старшей сестрой Вирлайт. Й как
только я называю ее имя, сразу она воз-
никает в памяти с трехмесячным ребенком
в руках... Несчастная сестра.

Мы были у себя в каюте, когла разхалея
второй сигнал тревоги. Грохот разрыва
фугасной бомбы я услышала в тот момент.
когда все тело мое пронизала страшная
боль. Крупный осколок раздробил мне пра-
вую руку. Елва мне успели помочь, крепко
перетянуть раненую руку; чтобы остано-
вить кровь, как раздался второй взрыв.
Вею середину корабля быстро охватило
огнем. Спасаясь от пламени, мы все бро-
сились на палубу — в ту сторону, где еще
не было огия.

Пламя распространялось быстро. Мы вы-
нуждены были броситься в воду. Сестра,
выбившиесь из сил, выпустила из окоче-
невнгих рук своего трехмесячного малютку,

и он на наштих глазах утонул. Я поплыла,
ухватившиеь за какую-то крупную лере-
вянную деталь корабля, носивтуюся по
волнам. Потом я взобралась на этот свое-
образный плот, который спас жизнь He
только мне, но еще троим мужчинам и 9д-
ной старой женщине. Несколько часов но-
сило наш «пилот» по волнам, пока не по-
казался вблизи корабль, подобравттий нас.

Сейчас, лежа в госпитале, свою боль и
свое горе я забываю, глядя на соселнюю
койку. на которой лежит шестилетняя Ма-
рет Луйк. У нее тяжелые ожоги всего
тела. Девочка ехала на пароходе со своей
матерью, но теперь она одна... Маленькую
Марет спас раненый краснофлотец. Он
спрыгнул в воду © горящего корабля, при-
вязав к себе девочку ремнем. Держалея он
в воде ло тех пор, пока его и ребенка
не подобрали.

На всю жизнь запомнит Марет двуногих
зверей, литивших ее матери.

Госпитальное судно «Сибирь», перевозившее из Таллина ‘з Ленинград раненых и
эвакуированных из города женщин и детей, зверски потопленное фашистскими
извергами 19 августа.

Рассказ пассажира
Ии Андреевны Виснапу

=

Я ехала ° из Таллин» на «Сибири»
с полутораходовалым ребенком. Около
5 часов дня 19 августа, находясь в сво-
ей калте, я ‘услышала сигнал воздушной
тревоги, за которым вскоре последовал
сильный взрыв. Я схватила на руки ре-
бенка, прижала его к себе. Вдруг раздалея
новый взрыв. Меня выбросило из каюты в

коридор, ударило о стену, и в этот момент.

вокруг обрушились торящие обломки. Я
почувствовала страшную боль в правой
руке, в которой держала, ребенка, и упала
в беспамятстве. Очнулаесь я через несколь-
ко минут от взрыва новой бомбы. Голова
сына быль вся в крови. Я бросилась в
конец коридора, куль еще не потобралось
пламя. Сделала это во-время. Через се-
кунду на том месте, где я очнулась, вее
уже было завалено горящими бревнами,
обторевшими людьми,  провалившимися
сверху. Е

Выскочив на палубу, я увидела, что
Bee уцелевшие от бомбежки лодки уже
спущены ‘на Bory. Нассажиры  мета-

лись в страхе и отчаянии, a фашист-
ские негмодяи продолжали сбрасывать
бомбы, расстреливать нас пулеметным

огнем. Ливнем пуль поливали фалнисты и
первые группы раненых, заполнивших
лодки. Я побежала на правый борт кораб-
ля. От борта отчаливала переполненная

лодка. Меня стали звать вниз. Держа те-
бенка, в левой руке, я спрыгнула в лодку.
Не успели мы отвалить от борта «Сиби-
ри», как вдруг налетевшая сильная волна
перевернула лодку. Все находившиеся в
ней оказались в воде. Холодная вода жгла.
Сломанная правая рука не лействовала,
При падении” в воду ребенок выскользнул
у меня из рук. Я видела, как налетевная
волна подхватила моего несчастного маль-
чика и отшвырнула далеко в сторону.

Почти пять часов я провела в холодной
воде, судорожно  ухватившиеь здоровой
рукой за обломок бревна. Затем я обесеи-
лела, начались судороги в ногах. В под-
ной темноте, когда я уже теряла, сознание,
меня спасла команда траулера, посланного
на розыски порибзвних.

Ираснофлотцы буквально вырвали меня
из об’ятий смерти. Они привели меня в
чуветво, дали сухое платье, оказали пер-
вую медицинскую помощь. Неделю проле-
жала я в кронштадтеком госпитале, затем
меня перевели в Ленинград.

Я верю, что подлый враг будет разбит
и окончательно уничтожен, За слезы и
страдания матерей,  потерявпгих своих
детей, за слезы сирот, матери которых
погибли в холодной пучине . Финского
залива, врагу будет воздано сполна,

’ Рассказ пассажира
_ Марии `Филипповны Пугачевой‘

Первые часы плавания прошли спокой-
но. Я вместе со стенографясткой Ниной

Рудаковой, библиотекарем Марией Рудако-

вой, секретарем Курбатовой, машинисткой
Саблиной находилась в нижних помещени-
ях корабля, помогала ухаживать: за. ране-
НЫМИ. :

Вдруг сообщили — над кораблем само-
лет. Раненые стали спрашивать:

— Ham?

Riro-ro ckKagaz: _

— Это советская машина.

Bee продолжали заниматься своими. де-
лами. Прошло немного времени, вдруг мы
услышали сигнал воздушной тревоги и
вскоре сильный взрыв. Пароход здорово
качнуло. В каюте разбились зеркала,
часть посулы. Мы с Саблиной побежали
наверх. Там сказали, что фалпистекие са-
молеты бросили Ha ‘теплоход бомбы, но
неудачно. Они разорвались около борта.

Мы успокоились, ибо, зная подлость и
кровожадность врага, мы все же не могли
себе представить, что в этом лдвуногом
зверье совершенно не осталось ничего че-
ловеческого, Ha деле оказалось, что мы
жестоко ошибались.

Под вечер нал кораблем опять появились
фаттистокие самолеты. Снова началась
бомбежка. Одна из бомб попала в серехи-
ну теплохода. Начался пожар. Люди стали

бросаться к шлюпкам. Многие начали пры-
гать в воду. Команла и ‘часть пассажиров
взялись за переноску ‘тяжелораненых из
нижних помещений на палубу. Дул силь-

ный ветер. Громадные волны вздымались

торами. Я тоже бросилась в воду. Рядом
со мной другие женщины, дети, легкора-
неные, хватаясь з& доски, спасательные
круги, со спасательными поясами пыта-
лись удержаться на воде. В это время
сверху послышались выстрелы. Пулемет-
ные очереди фатистеких бандитов обруши-

лись Ha беззащитных людей. Женщина,
бросившаяся в воду © десятимесячным

грудным ребенком, плыла теперь одна. Pe-
бенка не стало, Около меня, держась 3a
доску, плыла женщина, поддерживая пяти“
летнюю дочь.

Примерно через час мы оказались вблизи.
советекого корабля «Урал». Нам бросили
веревку и подняли на палубу.

Гитлеровские бандиты не унимались ло
наступления темноты. Они продолжали 06-
стрел все время, пока шлю спасение уто-
пающих.

Титлеровские выролки потеряли всякий
человеческий облик. Нет, они даже не зве-
ри: никакому зверю не свойственна такая
бессмысленная и подлая жестокость! Им
может быть приговор: смерть, емерть без
пощады!

Рассказ радиста А. Чистякова

Мы вышли из Таллина в ночь на 19
августа. На борту теплохода находилось
около 1.300 человек-—раненые из таллин-
ского госпиталя, женщины; дети, эвакуи-
рованные из столицы Эстонии.

Ночь прошла спокойно. Но утром 19-го,
примерно на половине пути к острову Го-
планд, над теплохолом показалея немецкий
разведчик. Пролетев над нами и, видимо,
высмотрев легкую добычу, фапгист-навод-
чик направился к финскому берегу. Через
некоторое время показались немецкие бом-
бардировщики. «Ю-88».

Услыхав сигнал воздушной тревоги, я
открыл дверь своей радиорубки, выходя-
шей на корму, и увидел три «Юнкерса»,
на бреющем полете направляющихея к
судну.

Фашистекие пилоты не могли не заме-
тить налтих опознавательных  знажов,
могли не видеть, что перед ними пловучий
госпиталь. Несмотря на это, они сбросили
бомбы. Раздались отлутительные взрывы.
Теплоход содрогнулся. Выглянув из рубки,
я увидел, что взрывной волной (бомбы
взорвались рядом с бортом) повреждено всё
антенное хозяйство. Тут же я получил
распоряжение от капитана немедленно вос-
становить связь и принялся за установку
запасной антенны.

Связь была восстановлена. Я настраивал
передатчик. Было около 5 часов вечера,
когда снова раздалея сигнал воздушной
тревоги. Велед за этим я услышал силь-
ный грохот. Потом стало тихо: С трудом
открыв  заклинившуюся лверь. рубки, я
увидел, что из стенки левого борта выры-
вается пламя. Пегас свет. Схватив огне-
тушитель, я подбежал к месту пожара.
Сюда же примчались боцман И. Павлов п
помощник капитана В. Мамлыхга. Но по-
пытки ликвидировать пожар ни к чему не
привели. Сильный ветер разносил огонь, и

себе командиры судна. Но

He’

вскоре он перекинулся на правый борт.
Шланги бездействовали, потому что было
повреждено малтинное отделение.

Всюду на судне виднелись следы бом-
бардировки, картины ужасных разруше-
ний, тем более ужасных, что за минуты
перед тем здесь был лазарет с обычными
для него типтиной, чистотой и порядком.
Отовсюду слышались хрипы умирающих,
крики женщин, плач детей,

Спасти всех раненых, сохранить всех
уцелевших — вот какую задачу поставили

эта задача ока-
залась невыполнимой.

Часть шлюпок быль разбита в резуль-
тале бомбежки, остальные не могли при-
нять даже женщин и детей.

Возле перегруженных шлюцок в воде
барахтались сотни людей. Команда стала
бросать им спасательные пояса, лоски,
спасательные круги. И люди, видя самоот-
верженность команды, не покидавшей горя-
шего судна, поверили в 0806 спасение.
Пользуясь любыми средствами, они пытал
лись Продержаться на воде ло подхода, по-
мощи. Но многим не пришлось ee лдо-
ждалься. ots воздушные бандиты с
бреющего полета стали хладнокровно рас-
стреливать спасавшихся, пуская одну пу-
леметную очередь за другой.

Трудно передать потрясающие  подроб-
ности этой чудовищнозверокой расправы
титлеровоких убийц нал беззащитными и
беспомощными людьми. S3apeno пожары
освещало трагическую картину: тяжело-
раненые, обезумевигие матери с детьми пы-
тались плыть, держась за обломки судна.
Но их настигали пули палачей.

°Около двух часов пришлось мне про-
быть в воде, пока меня не заметили с ка-
тера и не подобрали. Здесь уже было мно-
го спасенных. На следующий день мы
прибыли на Гогланд. :