13 апреля 1945 г., пятница. №

=——

ABALONE

После освобождения Красной Армией

года Печенга противних начал moe.
шшио вывозить из Киркенеса солдат и
офицеров, & также продовольствие, воеру-
ление. разное оборудование. Через Ва-
рангер-фиорд потянулиеь караваны ко-
бей. Немцы использовали не Фольхо
  транспорты. самоходные баржи, но и ма-
  зые корабли — морские охотники, ето-
(  ржевые катера, мотоботы. Обстановка
  заставила врага проводить конвои и днем
  я ночью. Авиация Северного флота по-
  дучила задачу: сорваль морские перевоз-
5 противника, топить его плавередетва,
`-} В решении этой задачи участвовала
$ штурховая, бомбардировочная, торнедо-
ноная и истреби-
noubHast авиация
флота.  Значитель-
Hoe количество
штурмовиков и #0-
птребителей  переба-
ировалось на пере-
  вые  азродромы:
Это в два раза уве-
личило радиусе их
  юйствия над MO
  рем.
   Опециальные ca-
молеты непрерывно
  общали на коман-
  дный пункт, какова
погода в Варантер-
фиорде. и дальше
  +в запад—до Пор-
сангер-фиорда.
хновременно тет
(ки приетатьно
\ наблюдали, что де-
\ лется на вражо-
  их  коммуника-
циях. Особенно от-
2 зичились в этом
“коде лучшие  раз-
1 ведчики тт. Рубан,
Умюков, Овчинни-
вов, Быстров и дру-
те. Вроме систематического

наблюде-
ния за Варангер-фиордом, они наводили на
обнаруженные немецкме корабли ударные
труппы, Поэтому даже в плохую погоду
ныши ториедоноецы, бомбардировщики и

ппурмовики точно выходили Ha цель,
Разведчики сообщали He только о том,
4 обнаружен конвой и из каких кораб-
Йон состоит, но и его походный ордер.
Такие сведения позволяли штабам каж-
ый раз рекомендовать наивыгоднейшую
митику действий. Часть офицеров иггаба
находилась непосредственно на оператив-
у аородроме. Эжо облегчало yupaBae-
ние операциями,

Удары по конвоям и военно-морским
‘ам противника наносились как днем,
м и ночью. Для ночных действий вы-
даялись наиболее опытные экипажи.
мимо бомбовых ударов, они ставили
; фиордах и по курву движения конво-
в мины. Днем интенсивно действовали
№ виды авиации как группами, таки в
ииночку и парами на принциле <«евобод-
wi охоты». На ближние коммуникации
зыылались истребители-бомбардировищи-
  жи штурмовики, на дальние — торпе-
с ецы. ‘

Немцы всячески пытались, если не
  вбежать урона от атак нашей авиацим,
0 хотя бы уменьшить его. В частности,
дивы они расередоточивали корабли по
ным заливам  Варангер-фиорда, a ¢
ступлением темноты стягивали их В
пт Киркенес, где формировались кон-
ви, Однако наша разведка неизменно 0$-
наруживала места скопления кораблей и
водила на них ударные силы.

Противних снова (в Который pas!)
Тилил состав охранения. Один транопорт
(провождали 7—8 кораблей, а в воз-
думе барражировали 8—12  истребите-
в,

№ и 9т0 не помогло немцам. Имея
пробные данные разведки, наши
  шабы все чаще планировали операции
18 принцище силы. Каждому торпедному
и бомбовому удару пе нонвою предшест-
звала атака штурмовой авиации по ко-
pai охрамения. Жотребители разгоня-
  1 вражеские самолеты,

Вт как был разгромден вражеский
Живой 16 октября 1944 года (ем. схе-
№ 1).
  В этот день над  Варангер-фиордем
молода 8— Э-балльная низкая  облач-
нь, Bepera Норвегии закрыла густая
  Ммка. С норда налетали мощные снего-
\\ м заряды. На море нарастал шторм.
\ ытный разведчик трижды орденоносец
мадший лейтенант Рубан обнаружил у
Фе -фиорда конвой противника, `шел
\8 Киркенеса курсом норд. Над корабля-
ai патрулировало 4’ «Ме-109>.

Получив донесение разведчика, коман-
Ующий приказал наблюдать з& конвоем
ипрерыьно. Рубана ‘сменил  младшии
МИтенант Масюков. Он вокоре донес, что
зпути к коивою присоединилось еще
ить кораблей охранения. № району Эк.
Ирой конвой подходил в составе трех
Танопортов — водоизмещением 000,
3000 и 6.000 тонн, одного тральщика,

СЕВЕРНЫМ ФЛОТ, 12 апреля, (По / т6-

®рафу). Связисты части, где командиром

полковник Поддубный, несут службу
  мали от населенных пунктов и баз,

С первых дней войны снисовцы проявили
льшую оперативность, показали хорошую
SuyyKy, «Юнкерсы» ‘и «Мессершмитты» не-
однократно производили налеты на передо-
Pl oer главного ‘старшины Котенева,
бросили на этот пост много б0мб. Прямым

ЮБИЛЕЙ СВЯЗИСТОВ

ловиях. плохой

87 (1962)

ИЗ ОПЫТА БОЕВ
НА СЕВЕРЕ

<>

двух миноносцев, шести сторожевых ко-
раолей, двух самоходных барж, тринад-
цати сторожевых катеров. В воздухе бар-
ралкировало шесть «Ме-109». Олин че-
тырехмоторный  озмолет нес противоло-
дочную оборону. Транонорты прихрыва-
лись CO стороны моря тройным кольцом
кораблей охранения.

стественно, что огневое противодей-
ствие такого конвоя было очень мощным.

Волошин

FaAsApe
1501
“a i
`Х смотодинов

Схема № !. -

Учитывая это, наше командование pe-
игило сначала подавить огонь кораблей
охранения и после этого нанести ряд
последовательных ударов силами  тор-
пвдоносцев. Две труппы <Ил-2», ве-
домые капитаном Ёвдокимовым и стар-
щим лейтенантом Сурововым, нод при-
крытием истребителей, в 14.30 обруши-
лись © пикирования на конвой. Удар
оказался неожиданным для противника,
Прямым попаданием бомб был потоплен
один сторожевой корабль. Несколько
dowd  разорвалось у борта тральщика.
На ном вепыхнул пожар. На одном из
транспортов также  появилоеь пламя.
Конвой остановился. Корабли охранения
принялись маневрировать. Затем, как
сообщил в 14.50 разведчик младший
лейтенант Напалкин, противник медленно
пошел курсом норд. На транспорте и
тральщике продолжалея пожар.

С аэродрома поднялись две группы
итурмовиков. Их возглавляли майор
Павлов м лейтенант Смородинов. Штур-
мовики прикрывались ‘усиленным Haps-
дом истребителей. Несмотря на ожесто-
ченное противодействие зенитной артил-
зерии, штурмовики в 15.01 нанесли удар
по кораблям охранения. От прямого ио-
падания бомб взорвались и затонули
один миночовец, один сторожевой  ко-
рабль и один сторожевой катер. Истре-
бители прикрытия сбили два «Ме-109».

Таким образом предстоящее действие
тзавных ударных сил значительно облег-
чалось. Три минуты спустя в конвою
подошли две группы торпедоносцев, ве-
домых Героем Советского Союза капита-
ном Волынкиным и Героем Coserexoro
(Союза капитаном Рукавицыным, Торие-
доносцы атаковали со стороны берега,
маскируявь ‘складками местности. Охра-
нение с этой стороны было меньшим, да
и весь огонь кораблей противника еще
был сосредоточен на наших штурмови-
ках, уходящих на зюйд-веет, Немцы не
ожидали появления садюолетов се сторр-
ны берега и поплатилиеь за это. До
кораблей оставалось не более 800—900
метров. Противник открыл отонь. Сбли-
зивигись, самолеты сбросили  торие-
ды. Одна из них попала в транспорт в0-.
доизмещением 3.000 _ тонн, другая — В
носовую часть  сторожевого корабля,
третья — в сторожевой катер. Все они
немедленно зазенули.

Нах райсном боя находился разведчие
младший лейтенант Наталкин. Он по эа-
imo сообщил командованию, что в конзое
осталось из 27 только 19 кораблей.

Противник подходил в мысу Киберг-
нос. Наблюдал за конвоем разведчик лей-
тенант Бугаков. Он помог груние штур-
мовиков, ведомых офицером Ушковым,
найти и в 16.43 еще раз атаковать ко-
рабли охранения. Через мин после
этого конвой атаковали торнедоносцы, ве-
домые Героем Советского Союза гвардии
подполковником Сыромятниковым и тва]-
дии майором Волошиным. Они зашли -
моря. Их вотретили интенсивным и
В атаку бросились и самолеты противни.
ка, но наши истребители прикрытия уе
зали их боем. Ожесточение схватии Ha-
растало. Торпедоносцам удалось потопить

лжали подде?-
ке наладили работу и продолжали :
живать связь командного пункта © нодраз-
делениями,

Зорко следят снисовцы За морем. В ус-
-  плохой видимости сигнальщик стар*
Кривуля обнаружил враже-
лодку, точно определил
и сообщил 0б этом Ha
пут (BOLLEIYIO лолку

командный nyret. Подводну!
врага обнаоужил и краснофлотен Bere
На-днях связисты Поддубного. отметил

шина   статьи
скую подводную
ее координаты

паданием однажды было разрушено зда- одиннадцатилетний юбилей своей части.
№ телефонной станции. Телефонисты вме” hg Б. АЛЕКСЕЕВ.
te ¢ главным старшиной Ясииковым сразу

————ы—=ые—-

% i

й

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИИСКИИ
ФЛОТ, 12 апреля. (По телефону от KOPP.
‘KPackoro Флота»). Дом .Военно-Морского
лота, где начальником майоф Герчиков,
Привдек лучшие силы леиниградакой про-
  еуры для чтения лекций и докладов.
  тор геологических наук профессор Гинз-
г прочел для офицеров нескольких сое-

чение лекцию «Жизнь земной ee
Pheccop Бернацкий прочел лекции *
Е Ивана. Грозно-

мы: «Исторические войны

Лекции и доклады в

Доме Флота

«Взятие русскими Берлина». Доктор

го», 3

биологических наук Хейсин выступил
лекциями о происхождении человека. =

Исключительным успехом пользовались
выступления доктора медицииских, is
профессора Гальперина на темы: т
психика», «Сон, сновидение и гилч03»- у

Лекции доктора биологических наук
профессора Сказкина были i т
мечательным о русским ученым — имир:
зеву, Мичурину, Лысенко.

-«БФ-138», несшего ПЛО. Бонвой шел

КРАС

ный

ФЛОТ

ВАНИЕ МОНВОЕВ

два транспорта, один тральщик и два
сторожевых корабля, Истребители пря-
крытия обили четыре самолеты против-
ника.

Таким образом летчики потопили 12
кораблей. Значение операции  заключа-
лось прежде веего в том, что противник
потерял наиболее важные корабли из 60-
става конвоя: все три траноперта, ми-
ноносец, пять сторожевых кораблей.

Иногда немцы, использовав ночь, бла-
гополучно проходили Варангер-фиорд. В
таких случаях наша авиация обрушива-
лась на врага в море. Один из конвоев
вышел из Киркенеса и под покровом но-
чи незаметно дошел до Тана-фиорда. Но
утром его обнаружил младший  лейте-
нант Рубан. Несмотря на низкую 10-
балльную облачность и мощные снеговые
заряды, экипаж точно определил месте
конвоя и его состав. Два транепорта во-
доизмещением 11.000 и 5.000 тонн шли
в охранении двух тральщиков, двух ми-
ноноецев, восьми сторожевых кораблей,
6—8 истребителей и одного самолета

на вест со скоростью 9—10 узлов (ем.
схему № 2)

На уничтожение кораблей
пять торпедоносцев, ведомых Героем ©0-
ветекого Союза Волынкиный. В районе
Порсангер-фиорд они обнаружили  про-
тивника, Построившись фронтом, ирижи-
маяеь к воде, торпедоносцы устремнаись
в атаку. Уже с дистанции около двух
километров корабли открыли  загради-
тельный ‘огонь, Ториедоносцы ответили
из пулеметов и продолжали сближаться.
Прорвавшиеь через корабли охранения Е
транспортам, ториедоносцы с близкой
дистанции сбросили торпеды. Раздались
взрывы. Самолет-разведчик, ‘наблюдавиеий
за атакой. доложил, что оба траненорта,
один тральщик и ‘один сторожевой ко-
рабль затонули. ;

Успех этой операции 0б’ясняется не-
ожиданноетью налета,

Поеле падения портов Киркенее, Вадез
и Варде немцы пытались спешно  вы-
водить корабли из вод Северной Норве-
run — Сюльте-фиорд. Бос-фиорд, Koure-
фисрд, Тана-фиорд и других. Но поным-
ка врагу не удалась. За фиордами не-
прерывно наблюдали наши летчики, Ед-
ва начинал формироваться конвой, как
воздушная разведка сообщала о нем
ударным силам, и те немедленно подни-
малиеь в воздух. За короткий срок бом-
бардировщики и торнедоноецы потопили
в этих отдаленных районах до 30 кораб-
лей противника,

Борьба на морских коммуникациях в
период боев за Печенгокую область про-
ходила ожесточенно. Немцы отчаянно
сопротивлялись, He жалели сил для за-
щиты своих транопортов. Все же летчи-
ки Севернего флота ‘вышли победителями.
3a время наступления наших наземных
войск, громивших немцев на суше, хет-
чики потопили в море и базах 16 тране-
портов, 2 миноносца, 14 сторожевых ко-
раблей, 7 тральщиков, 18 оторожевых

вылетело

Схема № 2.

катеров, 12 самоходных барж, 54 мото-
бота и другие — всего 136 кораблей
общим о водоизмещением 86.050 тонн;
Повредили: 19 транспортов, 4 миноное-
ца, 9 сторожевых кораблей, 5 самоход-
ных барж, 7 мотеботов общим водоизме-
щением 73.950 тонн. В воздушных боях
над конвоями обыто 56 самолетов про-
THBHURA, ;

Такого успеха авиация флота добилась
благодаря высокой выучке летного 60-
става, штабов частей и соединений, хо-
рошему ‚взаимодействию тактических
групи, непрерывному наблюдению за ком-
муникациями ‘и портами противника,
Тцательная разведнь позволиль своев-
ременно обнаруживать конвои, органи-
зовывать их преследование и наносить
удары один за другим. .

Подполковник К. МУРАТХАНОВ.

Северный флот.

_ Обсуждение
проектов памятника
Н. Ф. Ватутину

КИЕВ, 12 апреля. (ТАСС). В Киезском
музее русского искусства состоялся про-
смотр эокизных проектов цамятника гече-
ралу армии Н. Ф. Ватутину.

После осмотра и обсуждения, в котором
участвовал председатель СНК УССР тов.
Н. С. Хрущев, ‘был принят за основу про-
скт работы мозковского скульптора Е В,
Вучетича.

РЕМОНТ ЗДАНИЯ
ГЛАВНОГО ШТАБА

ЛЕНИНГРАД, 12 апреля. (ТАСС). Вос-
<танавлавается здание Главного штаба,
частично пострадавщее во время блокады.
Прейстоит отремонтировать 20 тысяч квал-
ратных метров кровли, окрасить внутри по-
мещения до 150 тысяч метров стен и по-
толков. Будут восстановлены ‘лепные и
скульптурные украшения на фасадах, ре-
ставрированы Поврежденные летали арки.

Здание Главного штаба, одне из гран-
диозных и величественных в Ленинграче,
имеет редкий в мире но длине фасад —
530 метров; оно окаймляет  полукрутом
Дворцовую площадь,

& ie

Тихоокеанский флот. В море у кромки
льда, Фото Н. Беринчука

Норабельная
радиогазета.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 апреля.
(По телеграфу от козр. «Красного Флота»).
«Веимание! Говорит радиоузел эсминца.
Слушайте нангу радиопередачу», — по это-
му призыву каждую среду и воскресенье в
определенные часы личный состав корабля
собирается у репродукторов. Уже пять лет
подряд выходит на корабле фадиогазета.
Ее «корреспондентами являются многие
краснофлотцы, старшины и офицеры. Га-
зета быстро откликается на события из
жизни экипажа эсминца, ‘уделяет много
внимания вопросам боевой подготовки.
Недавно в разгар ремонтных работ сы-
грали учебно-боевую тревогу. Весь очеред-
ной номер радиогазеты был посвящен это-
му событию.

«Проверка боевых постов ноказала ряд
серьезных недостатков, — сообщает  стар-
ший лейтенант Филимонов. — В первой бо-
евой части сказался неисправным телефон,
в гидропосту ллереговорная труба была за-
лита водой. Крупные промахи отмечались в
HOcOBOH аваонйной партии. После сигнала
тревоги некоторые помещения, в частности
ленинская комната, оказались запертыми.
Аварийный инструмент был разбросан».
Ремонт сейчас в разгаре. Радногазета из
номера в номер Дает содержательные ма-
териалы о самоотверженном труде. личного.
состава, Особенно велики успехи пятой
боевой части. Но имеются и неполадки.
Краснофлотен Гостинцев в- статье поч
заглавием «Бережно расходовать ремонт-
цый инструмент» пишет, что из-за плохого
ухода пришла в негодность электросвер-
лильная машина.

В начале апреля в соединении кораблей
были проведены пзлюпочные гонки на 20 ка-
бельтовых. Гонки состоялись утром, а уже
после обеда вышла радиогазета. «На пер-
вом месте илюпка нашего корабля», —
сообщала газега, По радио было рассказа-
но, как комаяда шлюпки тренировалась и
как под руководством старенего лейтенанта
Славцева она добилась победы.
Редактирует газету коммунист старшица
статьи Дятленко.

Кронштадтские моряки
готовятся к юбилею
радио

Кронштадт — родина ралио. Этим гор-
дятся балтийские моряки. Во всех частях и
соединениях военно-морекой крености ©03-
ланы юбилейные комиссии для ознамено-
вания 50-летия ‘изобретения радио.
На-днях ближайший помошник ‘ изобре-
тателя радио А. С. Попова — Петр Нико-
лаевич Рыбкин встретился с интеллиген-
цией Кронштадта. Он рассказал о научных
работах А. С. Попова: Доклад na тему
«Кронштадт — родина радио» сделал ин-
женер-подполковник Захаров.
Краснознаменная школа связи выделила
много докладчиков, выступающих на ко-
раблях и в частях базы. Приводится в по-
рядок рабочий кабинет А. С. Попова.
Сформляется выставка радиоаппаратуры.
В саду школы связи (бывшие ‘минные
классы) восстанавливается радиорубка, от+
куда была передана первая. радиограмма на
сстров Гогланд. Пю решению исполкома
Лелинградгкого Совета на острове Гогланд
будет установлен обелиск.

В день -юбилея состоится общегарнизон-
ное торжественное собрание, посвященное
50-летию со дня ‘изобретения радио.

Лейтенант Б. ВОЛЧЕК.

=

ОБЗОР

oe

—

КОГДА ПОЛИТОТДЕЛ

лам НЕ РУКОЗОДИТ ГАЗЕТОР

Страницы газеты «Дунаец» (Краено-

знаменная Дунайская флотилия) пест-

рят многообещающими шаиками и за-
головками. Но достаточно внимательно
ознакомиться © содержанием газеты,
чтобы убедиться, что «Дунаец» — се-
рая, скучная, неинтересная газета,
Серьезный и вдумчивый показ боевой
жизни флотилии газета подменяет зег-
вими, банальными набросками. Вот как,
например, описывается операция броне-
катеров, поддерживавших наступление

подразделений Красной Армии:

«...Внезапное нападение хатеров
ошеломило немцев, и они не могли
принять сколько-нибудь серьезных мер,
чтобы оказать сопротизление. Вой
плился недолго. Комендоры (следуют
фамилии) стреляли метко и тсчно. На
воздух взлетали вражеские огневые
точки, автомашёны, вооружение. Сот-
ни гитлеровцев иряказаля долго жить»,

Мы не остановились бы на этой замет-

ве, если бы она не была типичной. Чи-

CTO внонний показ боевых действий ха-
рацтерен для «Дунайца». В газете бее-
конечно много говорится о «дерзких по-
ходах», <«метких зелпах», «етромитель-
ных огневых налетах». За этим набором
штампованных слов нет ничего поучи-
тельного.

Изо дня в день «Дунаец» скользит по
поверхности вакных и нужных тем, фо-
тографируя один эпизод за другим, не
показывая трудностей борьбы. Действия
моряков флотилии нередко рисуются
«Дунайцем», как легкая прогулка, Сама
того не замечая, газета занимается вред-
ным делом, сеет самодовольство, OPHCH-
тирует читателя на яегкость. победы.

Корабли Дунайской флотилии ведут
активные боевые действия. Сложные опе-
рации моряков, проводимые в тесном
взаимодействии с частями Красной Ар-
мии, внесли немало нового и ценного в
боевой опыг Отечественной войны. Ка-
залось, все зто должно найти глубокое
отражение в газете. Однако учить крае-
нофлотцев и старшин на боевом опыте,
как это требуется, «Дунаец» не помога-
вт, За последние два месяца рубрика «Из
боевого впыта» в газоле  коявлялась
лишь дважды. Под ней помещены  лег-
ковесные ‘поверхностные стальи. Одна из
ких рассказывает, как комендоры, не ви-
ля вражеских целей, с первых залпов
накрывали об’ехлы противника.

«Как же мы добивались таких уене-
хов?»— ставит вопрос азтор статьи, Ва-
залось, последует разбор стрельб, газе-
та приведет поучительные примеры из
боевого оныта, расскажет, как готови-
лись исходные данные стрельбы, как
осуществлялось управление огнем и т. д.
Ничего” подобного! Все это для других
помендоров флотилии осталось тайной
з& семью печатями, «Дунаец» отделалея
общими, ничего но говоращими читате-
лю словами:

«Нани артиллеристы ’использоваля
каждую минуту для тренировок, а в
боевой обстановке совершенствовались
на боевом опыте. После каждой
стрельбы с закрытых позиций учиты-
вались все ‘положительные и отрица-
тельные стороны...»

Большое значение имеет воспитание
воинской дисциплины, бдительности, мо-
ральных качеств бойца. Напрасно  ис-
каль- отображения этих тем в «Дунайце»,
если не считать нескольких случайных
заметок.

В № 29 газета писала о недисцииля-
нированиом краснофлотце Ткаченко. Ре-
дакция но нашла ничего лучиего, как
поместить бессодеркатольную  заметву
фельетенноего характера, суть которой
сведена к малотрамотному  четырех-
етрочноху стиииеу:

‹ «Всем немедленно и дружно
За него нам взятьея нужно —
Не давать ему повадку(?)

И призвать его к порядку>,

Нет нужды доказывать, что такая, ©
позволения сказать, постановка вопрас&
о диецинлине может вызвать лишь раз-
дражение читателя.

Поражают  медлительноеть и нецово-
ротливоеть редакции «Дунайца», Буе-
вые эпизоды, факты о боевых действиях
моряков флотилии сообщаются читатезю
¢ большим опозданием. 10 февраля га-
зета напечатала материал «Вой за Прахо-
воз, Не булем говорить о его литера-
турных достоинствах, Они невелики,
Обращает на себя внимание другое. «Од-
на из интерзеных и удачных операции»,
как оцеливает газета бой за Прахово,
привлекла внимание «Дунайца» два 6
лишним месяца спустя новле операции.
Нечего сказать, хороша оперативность!

Газета нередко проходит мимо  важ-
нейших событий. Достаточно  свазалъ,
что несколько благодарностей, об’явлен-
ных ‘в приказах Верховного  Главно-
командующего морякам Дунайскей {ло-
тилии, по существу не нашли в газете
отражения.

Материалы партийной жизни  пред-
оставлены в а нескозьЕЧМИ
небольшими случайными заметками. Ус-
тановившийся в газете шаблон сводит
на-нет даже самые благие намерения
редакции. Например, заметка «Комму-
нисты на переправе» должна была по-
казаль боевую деятельность коммуни-
стов в дни продвижения армейских под-
разделений под Буданештом. Но как
написана заметка! Сколько в ней равно-
душных, трафаретных фраз!

«Самоотверженно трудился  комму-
нист рулевой такой-то...». «Хорошю по-

‚ работал катер члена партийного бюро

дивизиона  такого-то...». «В течение

многих суток нес вахту Ha понтоне
коммунист старший краснофлотец та:
кой-то...»

Общие трафаретные характеристики не
раскрывают замечательных боевых дел
колемунистов, не показывают их органи-
зующей роли.

Е числу серьезных недостатков тазеты
следует отнести недооценку ею вал.но-
сти идейного воспитания краснофлотцез
и старшин.

За несколько месяцев редакция поме-
стила три пропагандистских статьи, на-
писенных работниками политотдела. Ста-
тБи носят чисто комнилятивный харак-
тер и не предетавляют собой особой цен-
ности.

На страницах «Дунайца» совсем “нет
малериалов, показывающих жизнь раз-
личных специальных подразделений, ра-
боту тыла, вопросы культуры, быта. Вее
это — лишнее свидетельство того, на-
сколько плохо редакция связана во сво-
имп читалелями. Статьи краснофлотцев

ей

и старшин появляются на страницах
«Дунайца» весьма редко. В ряде фев-
ральских номеров газеты выступали

только работники редакции. Они печата-
лнеь и под своими и под вымынченны-.
ми фамилиями. Этим, собственно, и 0б’-
яеняются штами и трафарет, укоренив-

шиеся в «Лунайце». Непомерно много
места — бывает, что и до 70 процен-
тов — отводитея перенечалках. Скуд-
ность редакционного портфеля <Дунай-
Ца» — результат слабых его связей ©

читателями.

В нынешнем виде «Дунаец» не отве-
чает требованиям, которые пред’явля-
WICH в краснофялотской, газете. Газета
сторвана от жизни флотилии. Она плохо
поняла и плохо выполняет овои задачи.
Это— прямое оледотвие ее бесконтрольно-
сти. Политотдел флотилии отдал газету
нь откуп редакции и забыл © своей от-
ветственноети за ее работу.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ СОБСТВЕННОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Курсанты и’ преподаватели школы млад-
ших авиаспециалистов, где. начальником
офицер Александров, изготовили много’ на-
глядных пособий, значительно. улучшающих
учебный процесс. Офицер Балицкий вместе
с сержантами Иватювым и Слесаревым ‹де-
лали большой макет. аэродрома — © мастер-
скими, цод’ездными путями, летным полем,
самолетэми. Кроме того, они изготовили мо-
дели самолетов разных типов и 2 планера.

Офицеры Соловьев и Шитиков вместе ©
сёржантами Буниным и Николаевым сде-
лали действующие модели ряда агрегатов
самолета «Пе-2» (механизм управления,
приборная панель и т. д.). Офицер Бур-
ков совместно с Шитиковым изготовил дей-
ствующий ‘разрезной мотор. водяного OX-
лаждения.

С. ЦЫБОВ.

: НА ВОЛГЕ НАЧАЛАСЬ НАВИГАЦИЯ

СТАЛИНГРАД, 12 апреля, (ТАСС). На
Нижней Волге мачалась навигация. Из
Сталинграда в Астрахань отправился mep-

А

вый пароход «Генерал Панфилов». Из Act
рахани в Сталинград  выНили нефтевозы
«Чкалов», «Пархоменко», «Игарка» в др

В соединении, где начальником подит-
отдела капитан 2 ранга Трэйман, начали
работу дневные и вечерние школы пар-
тийного актива. Школы должны помочь
партийным и комеомольским работникам
приобрести навыки самостоятельного изу-
чения трудов классиков маркеизма-лени-
низма, помочь активу глубже изучить
«Краткий курс истории ВН (б)» и кни-
ry товарища Сталина «0 Великой Отёче-
ственной войне Советского Сотоза», усво-
ить политическую карту мира, подробно
ознакомиться с практикой партийно-по-
литической работы в Военно-Морском
Флоте.

Среди слушателей школ — орденоно-
вец капитан Березин, активный участник
боев за оборону Советекого Заполярья
старший лейтенант Егоркин, парторги
подразделений главные стариины Суслов,
Полов, комеорги частей главные старлги-
ны Ивонин, Киселев, Купцов, Komcopru
подразделений старшина 1 статьи Кузне-
цов, старшина 2 статьи Тамара Шеволь-
kona и многие другие.

Текции в школах партийного актива
будут читать пропагандисты позитотде-
лА — заместитель начальника политотле-
ла потполковкик Гудовский, майор Ут-
кин, капитан Ботданов. Один день в неде-
лю отводится для самостоятельной пед-
тотовки к класено-групповым занятиям.
Все слушатели обеспечены  тетрадями,
карандашами, учебниками и необходимой
дополнительной литературой. Партийный
кабинет организовал систематическую
консультацию для саущалелей отих щкол,

————ыыы=ы—ы—ы——

В первый день занятий были прочита-
ны две лекции — о методике самоетоя-
тельной работы над книгой и по первой
главе «Краткоге курса истории ВЕН (б)>.

Тевцию о методике самостоятельной
работы над книгой прочел поднолковнию
Гудовекий. На многочисленных примерах
лектор показал, ках изучать первоисточ-
ники, как составлять конспекты. Про-
стой, доходчивый рассказ похнолковника
Гудовекото хоротно помог стулеателям. ^

Умело построили хекция на. тему «Борь-
6a 3a создание социал-демократической
рабочей партии в России» пропагандиеты
тт. Уткин, Богданов, Семенов. Они широ-
KO использовали наглядные пособия —
альбомы, диаграммы, схемы, карты. На
лекциях были даны узловые вопросы, ре-
комендована хитература к теме.

Через неделю во веех группах еостол-
лись класоно-груипевые занятия. Code-
седованию по первой главе «Краткого
курса истории ВАИ(6)» предшествовала
большая подготовительная работа. Мно-
гие слушатели, не огравичивалеь «Врат-
ким курсом», прочитали ряд произведений
Ленина и Сталина. Главный старлиина По-
пов, готовясь к классно-групповых заня-
тиям, законотектировал 1-ю главу «Ёрат-
кого курса истории ВЕН (6)», дополни-
тельно прочитал соответотвующие разде-
лы биографии Ленина и Сталина и неко-
торые произведения художественной ли-
тературы.

Тщахельная подготовка слушателей да-
ла возможность провести первое собеседо-

Школы партийного актива

вание на высоком уровне и при большей
активности участников. :

В групие капитана Богдановича актив-
но выстунили слушатели тт. Волков, Ву-
ваев, Клемин, Устинов. Тов.. Волков. под-
робно остановилея на ленинекой идее сою-
за рабочего класса и крестьянства. рас-
сказал о цервом с’езде РСДРИ и его зна=
чении. Выступивший на собеседовании в
групие пропагандиета т. Семенова глав»
вый старшина Попов посвятил свое выч
ступление началу революционной деятель-
ности В. И. Ленина в петербургоком «Со
юзе борьбы за освебождение рабочего
класса».

Особенно высока была активность в
группе майора Уткина. Здесь выступило,
$ человек. Главный старшина Притков
осветил революционную деятельность
товаринга Сталина, его борьбу совместно
© Лениным за создание большевистской
партии, привел примеры из книги J. ПН,
Берия «Ё вопросу об истории большеви-
етеких организаций в Зажавказье».

Первые занятия в школах партийного
актива вызвали большой интерес елуша-
тэлей к изучению бонов марксизма-лени-
низма, Но вместе се тем выявилось, что
некоторые товарищи недостаточно гото-
ватея` к занятиям,

Этот недостаток надо устранить. Толь-
30 при этом условии работа школ партий-

ного актива даст положительные pe-
зузьтаты.

Лейтенант Г. БОРОВИК. _
Северный флот,