Алексей ТОЛСТОЙ
Револющихл ш шафод

Работая над романом «Хлеб», я изучал.
Неловеческие материалы первого года Ок-
тябрьской революции. Как и всякие мате-
риалы, — их нужно научиться читать, Tor-
да сквозь дремучие строки воспоминаний
и стенографированных рассказов выступа-
ет живое лицо русского человека, что пошел,
туго подтянув живот, в дырявой шинелиш-
ке,с винтовкой и двумя гранатами за поя-
COM, — «умываться кровью» за мировуя
революцию...

Это было так... Полчищам и банлам
контрреволюции. японским дредноутам, гер-
манским пушкам и антантовскому золоту,
неисчерпаемым запасам продовольствия и
одежды, угля, нефти, железа — на той сто-
роне — Октябрьская революция противопо-_
ставляла конкретные задачи всемирно-Есто-
рической трудности и значения...

Народ спас свою страну от интервенции,
спас революцию, развернувшую красное
знамя коммунизма. В водовороте клагсэ-
вой борьбы крутилось много сил. И, несо-
мненно, — революция, не руководимая ге-
нием, не поставившая перед собой миро-
вых задач, — истощила бы в борьбе свои
силы и схлынула бы, как это бывало с бур-
жуазными революциями, оставив на отмели
обломки несбывшихся надежд.

Но Октябрьская революция руководилясь

великой большевистской стратегией и ке-
сгибаемой волей Ленина и Сталина. Ре-
волюция оперлась на тородской пролета-
риат и беднейшее крестьянство. Те и дру-
тие были «налегке», — им нечего было те-
рать, кроме угнетения, рабского труда, Ни-
щеты, темноты. Революция раскрыла перед
ними путь к коммунизму. Когда на каком-
нибудь самодельном бронепоезже, на ваго-
нах аршинными буквами было написано
«коммуна летит», это не вызывало ни-
чьих улыбок, потому что бойцы бронепоев-
да, окрученные пулеметными лентами,
ударами штыков и пушек, конкретно про-
бивали дорогу в изобильный, счастливый и
радостный мир коммунизма...

Только великий народ мог так драться за
великую идею... В сожалению, у нас еще

Грозненский городской избиротельный округ

Рабочие, инженерно-технические работники и служащие
завода «Красный молот» наметили кандидатом
Совета Союза

первого секретаря Чечено-Ингушского обкома партии

Федора Петровича БЫКОВА

и кандидатом в депутаты Совета Национальностей писателя

Владимира Петровича СТАВСКОГО

Из резолюции общего собрания рабочих, инженерно-технических работников
и служащих завода «Красный молот»

‘

На собрании присутствовало около 3 тысяч человек

Мы, рабочие, инженерно-технические работники и служащие, партийная и комсо-
мольская организации машиностроительного завода «Красный молот», одобряем и при“
соединяемся н решёнию трудящихся Моснвы и Ленинграда, выдвинувших кандидатами
в депутаты Верховного Совета СССР великого Сталина и его соратников товарищей
Молотова, Кагановича, Ворошилова, Калинина, Минояна, Жданова, Ежова.

Co своей стороны мы выдвигаем кандидатом в депутаты Совета Союза достойного
сына нашей великой родины, преданного делу рабочего класса, беспощадно борющегося
с злейшими врагами народа, — первого секретаря обкома партии товарища Быкова’

Федора Петровича.

Просим его дать согласие баллотироваться по Грозненсному городскому избиратель-
ному округу. Мы выдвигаем эту кандидатуру потому, что тов. Быков всей своей работой
п рядах партии доказал, чте он живет только заботой об интересах партии и трудящихся.

Мы выдвигаем кандидатуру в депутаты Совета Национальностей верного ученика
великого русского писателя Максима Горького — советского писателя и руноводителя

Союза советских писателей тов. Ставсного

Мы просим тт. Быкова и Ставсного дать свое согласие баллотироваться по нашему

избирательному округу.

не написана история русского народа. Мы
знаем в ней лишь узловые центры воле-
вых напряжений народа. На русскую землю
надвигалась беда. Правящий класс не спра-
влялся с ней, капитулировал. Тогда нарол
шел и спасал свою землю и независимость
и вместе с этим и своих угнетателей, кото-
рые снова впрягали народ в кабальное яр-
мо, до нового узла истории.

Так было с татарским игом. Разбитые
татарами князья продали русскую землю
за ханские ярлыки. Народ, «умывшись
кровью? на Куликовом - поле,  выру-
чил свою землю: Через 250 лет он выручил
ее под стенами Москвы от поляков, И еще
через двести лет — выручил от Наполеона.
Когда русские солдаты руководились вели-
ким полководцем, они не знали поражения.
Когда их вел дурной полководец, они непо-
колебимо умирали на поле брани.

Правящие классы понимали, что самые
прочные цепи для народа — это тем-
нота и невежество, и они прилагали все
усилия, чтобы держать его в невежестве. На-
род уходил от этого ига. С пищалью и то-
пором двигался сквозь леса и пустыни к
четырем морям и — так — раскинул свои
владения на шестую часть земного шара.

Буржуазные историки традиционно на-
зывали русский народ «тернеливым». Не-
верно. Это — мужественный и суровый на-
род, никогда не мирившийся с несправед-
ливостью. В нем жила древняя мечта, о «30-
лотом клине». Я сам в детстве слыхал рас-
сказы о какой-то справедливой, вольной,
счастливой земле «золотой клин», куда, буд-
то бы на поиски уходят мужики...

Когда Ленин на площади Финляндского,
вокзала с броневика призвал народ к борь-
бе за коммунизм, — слова ето отдались ши-
роким резонансом, Слова были новые, но
глубочайшего смысла этих слов, великой
справедливости, — народ ждал веками.

Прошло двадцать лет. «Золотой клин»
оказался шестою частью земного шара.

ЛЕНИНГРАД. (По телефону).

в депутаты

Владимира Петровича.

А. ГУРВИЧ

Семен КИРСАНОВ   %

ОКТЯБРЬСКАЯ ЗДРАВИЦА

Двадцать лет — За чкаловсний повышибли!
это факт — воздух,   Тонкими гранями
BEICHTCA за его самолет! вызвеним издали:
страна моя! Yornemca За здоровье
Двадцать лет —. За TY, раненых,
это факт, что всегда чтоб скорее
Факты — на посту, выздоровели.
вещь упрямая, парашютную, ы Чокнемся
Двадцать лет танковую, на все лады
звезда-маяк 910 смела стеклянной
светится, славится, é и строга. музыкой,
и за этот факт и любого врага за здоровье молодых
моя ‚отшвырнет школьников, вузовок —
праздничная здравица. атакою, только вставших
С первых дней _ несгибаемую 3a труды
нам пророчили: B 6010 — за парней
«век созетский непрочен » ворошиловскую, и девушек,
Господа ударную — * за действительно
и № за Красную. молодых,

и прочие, п за свою и за помолодевтих
просчитались очень. чокнемея — стариков,
Впрочем, за Армию! уже седых,

скажем короче, звон i что имеют бороды,
Республика рабочая— октябрьского дня — и все же,

вещь

праздничная здравица:

несмотря на них,

довольно прочная, — чокнемея   вместе с нами
очень и очень! за гражданят, _ молоды!
Войны, штормы, облака что сейчас Чокнемся,
в двадцать лет рождаются! и — до дна!
пройдены, Только лень Зазвени,
подымаем сегодня вам, хрустальная.
бокал —B пеленки положенные в честь
за здоровье за злоровье чудесного лня,
родины! ваших мам, звени Дон 3
Чоквнемся, товарищи и Двина,
да так, новорожденные! _.* SBeHH
чтоб Донбасс Время льдина дальняя!
услышал нас. вымчится вперед, Родина
3a стахановцев & народ у нас
шахт, останется, : одна, —
за нашу we за бессмергный республик
промышленность _ наш народ, одиннадцать,
рассыичато, : за железных одиннадцать
в такт сталинцев. и она —
за руды Урала, Чокнемся вся и
за мечи и орала, 38 имяниннииа!
за Лон бюллетени, С нею вместе —
и Кубань, поданные млад и стар,
всем народом нашиу й 6е границы —
и комбайн, за . сталь,
з& молот лучших граждан и как сталь ее сыны,
и турбины, родины; вся одета,
за звезды — `` Отанем в кольцо, в сталь она!
рубины, бокалы повыше! За, здоровье
‘за прочие звезды, 2а испанских всей страны,
за полюс бойцов, за здоровье
и лед, : 910б фашистов Сталина!

Александр ОЙСЛЕНДЕР

ПРАЗДНИК.

Ева проснувшись,
жмурится
Мой смуглый сын...
— Пора!
Гремят влоль каждой улицы
Большие рутюра. .
— Пора!
У Красной площади,
Застыв, стоят войска.
— Пора! ; ‘
› К трибуне праздничной
Идет родной Цека.
Й тот.
Ато светлым разумом
06’емлет даль веков,
Ведя народы дружные
Путем большевиков, —
Вто встал к штурвалу, теплому
От Ильичевых рук,—
В кругу своих соратников
Проходит вождь и друг!
За борт сукна армейского
Заложена рука. ;
— Привет вождю любимому!—
Плывет издалека.
Не ветка к солнцу тянется,
Не стебель вверх растет—
To каждый
сердцем бьющимся

НОВЫЙ ГЕРОЙ.

Если бы кто-нибудь из подобных героев   рой нашего времени еще не отражен на-

«Коммунистическая революция, это —
самый решительный разрыв © унаследо-
ванными от прошлого имущественными от-

ношениями; неудивительно, что в ходе ее   собственности и оглядеться — он пришел   ники прошлого отражали своих
’бы в неописуемый ужас. Он увидел. бы   Нет сомнения, что на советской земле уже
своих   растет где-нибудь ее великий певец, ко-

развития «совершается самый  решитель-
ный разрыв с унаследованными от прош-

фальшивость, искусотвенность

сумел хотя бы в мыслях своих, хотя бы   шими художниками с такой силой и про-
на мгновение вырваться из золотых цепей   никновенностью, с какой великие худож-

героев.

лого идеями». В этих словах из «Комму-   чувств, мыслей, привязанностей, страстей,   торому дано будет поднять социалистиче-

нистического манифеста» Маркса и Эн-
тельса предугаданы те огромные сдвиги,

небывалый переворот во всех сферах с03-

несет с собой период становления Gec-
классового общества.

Священный кумир старого общества —
деньги. «Они — видимое божество, прев-

всей своей жизни. Из героя-палача

он   ское искусство на огромную высоту. Нет

превратился бы в героя-жертву, в траги-   сомнения и в том, что лучшие наши ци-
та решительная переоценка ценностей, тот   ческого героя с неотступной, непосильной   сатели будут неизменно расти и созда-
МЫСЛЬЮ: «88 BCI СВОЮ Жизнь Я НИ разу дут еще множество прекрасных произве-
нания и деятельности человека, которые   не был самим собой, я не внал ни одного   дений. Но и то, что создано ими до сих

настоящего желания, не испытал ни од-
ного истинного наслаждения, не насладил-
ся ни одним подлинным непосредствен-
мым чувством, ^ ни одной свободной

пор,
0 новом литературном герое, о герое’ со-
циалистического общества, о новом чело-
веке, жизнь которого не превращает его

дает достаточно основания говорить

ращение всех человеческих природных ка’   мыслью». Такое страшное сознание прой-   в собственную противоположность, а, наобо-
честв в их противоположность, всеобщее денной, но не прожитой, не состоявшейся рот, содействует освобождению и распвету

смещение и извращение вещей; они со-
единяют братски невозможности. Они —
вселенская блудница, вселенская сводня
людей и народов» «..деньги суть всеобщее
извращение индивидуальностей, которые
они превращают в их противоположность
и придают им свойства обратные их с0б-
ственным свойствам. Деньги превращают
верность в неверность, любовь в нена-
висть, ненависть в любовь, добродетель в
порок. порок в добродетель, слугу в го6по-
дина, господина в слугу, безрассудство
в рассудок и рассудок в безрассудство.
Кто может купить храбрость, тот храбр,
если даже он и трус». Деньги—«преврат-
ный мир, смещение и подмена всех при-
родных и человеческих качеств» *). Любому
человеку деньги могут присвоить, приоб:
щить любые качества, следовательно. они
` полностью обезличивают общество.

Герман, Печорин, Скупой рыцарь, Чичи-
ков, Плюшкин, Собакевич, замоскворецкие
купцы Островского, Гобсек,  Растиньяк,
Жюльен Сорель, Карамазовы, Каренины
— вот истинные герои капиталистической
конкуренции. герои-собственники,  герон-
стяжатели, герои-честолюбцы, герои-мстя-
тели. ,

Как ни различны вти люди. в каждом
из них отражен «превратный мир, смеще-

ние и подмена всех природных и чело”
Только таким H MOT
быть сильный, властительный, всепобеж-
дающий герой капиталистического, общест-
ва. Ослепленный золотом, он должен был   коммунистической партией
забыть все истинно человеческое. Он не

права думать о чудовищном извра-
и . 0 полной подмене   ЛОД&.

веческих качеств».

ении своей личности,
peat личных качеств свлой золота.

——

*) Марке. Философоко-Экочомические ру

хописи 1844 года.

жизни должно привести тероя-собственни-
ка к неразрешимому душевному конфликту,
от которого его может ” избавить только
смерть.

менно эту трагедию выразил А, М
Горький в своей замечательной пьесе
«Егор Булычев». Егор Булычев — послед-
ний герой старого мира. У порога Вели-
кой социалистической революции’ он под-

его индивидуальных качеств.

С этой точки зрения все действитель-
ные герои социалистического общества (a,
следовательно, и их художественные 06-
разы) стоят в одном ряду, независимо от
своих индивидуальных особенностей, от
своего классового происхождения, от тех
многочисленных, различных и своеобраз-

водит итог жизни всех своих предшест:   Ных путей. которыми они идут к комму-

венников, он вскрывает их настоящую,   НИЗМУ. :
неосознанную ими судьбу, уродливую, Большевик Фурманов и стихийно-гени-
жалкую, обманчивую, саморазрушительную,   альный народный полководец Чапаев
несмотря. на кажущуюся свою  побед-   (фильм «Чапаев»), представительница ши-
ность. рокой демократической русской интелли-
Великая Октябрьская революция, соци:   генции Любовь Яровая и рядовой матрое
алистическое строительство,  бесклассовое Швандя, крестьянский вожак Вершинин
общество избавляют человека «от всеобще-   и рядовой боец Васька-Окорок («Броне
то смещения и извращения вещей», от   поезд»), коммунисты — герои романов Шо-
«превращения всех человеческих и при-  лохова, Фадеева и Серафимовича, комоо-
одных качеств в их противоположность»   молец Павел Корчагин, руководитель ком-
уть нашего Героя, это — путь освобож   муны беспризорных из «Педагогической
дения от всех ложных, не истинных, не  поэмы» Макаренко, профессор Полежаев
человеческих чувств и стремлений. При- и матрос из фильма «Депутат Балтики»
родная сущность человека освобождается   и многие другие герои, которых мы вотре-
от своих извращений. Она обретает свою   Чаем в романах, в поэмах, на театраль-
истинную красоту, свою неисчерпаемую   ных подмостках и экранах, — все эти
творческую силу, свою способность неогра-   люди являлись нам на высшем под’еме
ниченного развития и многостороннего на-   своей истинно-человеческой сущности. Ни-
слаждения жизнью Истинность и полнотя   какой сложной и утонченной игры под-
чувств и страстей, истинность и глубина   ставных чувств и мыслей старого героя,
мысли, свобода творческого духа человека,   Никакой интриги и хитросплетений об-
--вот за что борется Страна Советов, пере-   манных, фальшивых отношений буржуаз-

довой ‘отряд человечества, руководимый   Ного общества. Чистота и сила лучших,
подлинно человеческих чувств — вот сти-

мулы поведения героя социалистического
общества.
Вуржуазная мораль устами опытной ви-

контессы Босеан говорила молодому чело-
вития которой совершается «самый реши веку Растиньяку: если у вас в душе есть

тельный разрыв © унаследованными ОТ   хоть ‘что-нибудь истинно-человеческое, ес-
прошлого идеями» — небольшой срок. Ге- ли у вас есть искренние чувства, жела-

Новая налия литература еще очень мо:
Для искусства двадцать лет новой
эры, двадцать лет революции в ходе рая:

Летят-——к нему, вперед!
Спеша, в курьерском поезде,
Ведя свой самолет,
В Чукотке и на полюсе.
Штурмуя синий лед, —
Везде. друзья, мы празднуем
Победы

первый день.
Скорей повязку красную, т
Любовь моя, надень!
Счастливые,

здоровые,
У мира на виду
Идем—
Плоды янтарные
Варастив в своем саду,
Лержа в рядах равнение
На площадь

у Времля, :
Твердынью
Вкруг которого
Советская земля!
Крылами соколиными
От бурь защищена, —
Омотри,—
Цветет долинами,
Шумит плодами зрелыми,
Зовет делами смелыми
В грядущее страна!

ния, спрячьте их, похороните их, чтобы
никто о них никогда и не догадывалея —
иначе вы погибли, иначе вы из палача
немедленно превратитесь в жертву. И мо-
лодой человек, не желавший стать жерт-
вой с самого начала своего жизненного
пути, растаптывал все свои юношеские
романтические мечты, вооружалея лице-
мерием, бездушием, эгоизмом и побеждал,
побеждал, убивая свою человеческую при-
роду, живя до гробовой доски не своей
жизнью, а «мучительными химерами».

Герой социалистического общества силен
своей правдой, искренностью, своей моно-
литностью, он свободен от разлатающей
человеческую личность — раздвоенности.
Действительные человеческие и естест-
венные силы сущности — друзья свобод-
ного человека, а не враги ero. Полное
отсутствие конфликта человека с его при-
родой, с его здоровыми естественными си-
лами и основанный на этом гармониче-
ском слиянии небывалый расцвет этих
сил — вот путь развития и идеал челове-
ка социалистического общества.

В противоположноеть герою старого ми-
ра новый человек может побеждать толь-
ко силой своих действительных чувств, а
не подставных, только силой своих дей-
ствительных мыслей, а не двойственных
соображений. В противоположность герою
буржуазной конкуренции, герой сопиали-
стического соревнования для своей успеш-
ной победной деятельности должен подав-
лять в себе, прятать, изживать не, дей-
ствительные свои духовные силы, не на-
стоящие свои чувства, страсти, вкусы, мыс-
ли, а, наоборот, все наносное, фальшивое,
ложное, то есть предрассудки капитализма,
сохранившиеся в его сознании.

Говоря о решительном разрыве нашего
времени с идеями старого мира и прово-
дя основной принципиальный раздел меж-
ду старым и новым героем, мы ни, на
минуту не забываем, что во все време-
Ha, при всех общественных строях луч-
шие люди подымали свой голос в защи-
ту свободы человеческого духа. Мы не
забываем, что к числу этих лучших лю-
дей принадлежали величайшие художники
всех времен, что в конечном итоге все
крупные произведения мирового искусет-
ва проникнуты духом настоящей человеч-
ности и следовательно служили делу ос-
вобождения человечества. Мы помним, что
новый свободный человек имеет своих
многовековых предшественников, что в ми-
ровой литературе запечатлены образы сво-
бодоборцев, исключительные по своей си-
ле и глубине. Мы знаем и любим этих
героев, и по ним наш’ новый герой вправе
считать свою родословную. Проводя раздел
между героями старого и нового мира, мы
имеем в виду не великих протестантов и
бунтарей прошлого, а типичного предста-
вителя господствующего эксплоататорско-
то класса, героя, являющегося хозяином
жизни; властителя, «законодателя», героя

Литер

ЕВА Е

газета,

£0 (696)

Михаил ШОЛОХОВ

«Taxa Jan»

Отрывок из четвертой книги

,
В конюшне для станичных жеребцов —
длинном каменном здании, стоявшем на
краю станицы, было битком набито более
восьмисот пленных красноармейцев. Стра-
жа не выпускала их оправляться, параш в,
помещении не было. Тяжкий густой запах
человеческих испражнений стеною стоял
около конюшни. Из-под дверей стекали зло-
вонные потоки мочи; над ними тучами рои-
лись изумрудные мухи...

День и ночь в этой тюрьме для обречея-
ных звучали глухие стоны. Сотни пленных
умирали от истощения и свирепствовав-
ших среди них тифа и дизентерии. Умер-
ших иногда не убирали по суткам.

Григорий, об’ехав конюшню, только что
хотел епешиться, как снова глухо ударило

` орудие с той стороны Дона. Скрежет при-
ближающегося снаряда вырос и сомкнулея
с тяжким гулом разрыва.

Пилот и’прилетевший с ним офицер вы-
лезли было из кабинки, их окружили каза-
ки. Тотчас же на горе заговорили все ору-
дия батареи. Снаряды стали аккуратно ло-
житься вокруг конюшни.

Нилот быстро влез в кабинку, но мотор
отказался работать. af

— Кати на руках!—зычно скомандовал
казакам прилетевший из-за Донца офицер,
и первый взялся за крыло. Pi

Покачиваясь, аэроплан легко двинулся
к соснам. Батарея провожала его беглым
огнем. Один ‘из снарядов попал в набитую
пленными конюшню. В густом дыму, в клу-
бах поднявшейся известняковой пыли об-
рушился угол. Конюшия дрогнула от жЕ-

вотного рева охваченных ужасом красноар-.

мейцев. В образовавшийся пролом выскочи-
ло трое пленных, сбежавшиеся казаки из-
решетили их выстрелами в упор.

Григорий отскакал в сторону.

— Убьют! Езжай в сосны! крикнул про-
бегавший мимо казак с испуганным лицом
и вытаращенными белесыми глазами.

«А и в самом деле могут накинуть. Чем
чорт не шутит» — подумал Григорий и не
спеша повернул домой,

В этот день Кудинов, 6бойдя приглаше-
нием Мелехова, созвал в штабе строго се-
кретное совещание. Прилетевший офицер

‚Донской армии коротко сообщил, что со

дня на день красный фронт будет прорван
частями ударной группы, сконцентрирован-
ной возле станицы Каменской, и конная
дивизия Донской армии под командой ге-
нерала Секретёва двинется на соединение с
повстанцами. Офицер предложил немедлен-
но подготовить средства переправы, чтобы
по соединении с дивизией Секретева тот-
час же перебросить конные повстанческие
полки на правую сторону Дона; посовето-
вал стянуть резервные части поближе к До-
ну и уже в конце совещания, после того,
как был разработан план переправы и дви-
жения частей преследования, спросил: .

— А почему у вас пленные находятся в
Вешенской? к

— Больше их негде держать, в хуторах
нет помещений,—ответил кто-то из штаб-
НЫХ.

Офицер тщательно вытер носовым плат-
ком гладко выбритую вспотевшую  толову,
расстегнул ворот защитного кителя, со вздо-
хом сказал:

— Направьте их в Казанскую,

Кудинов удивленно поднял брюви:

— А потом?

— А оттуда—в Вешенскую...—снисходн-
тельно пояснил офицер, щуря холодные го-.
лубые глаза. И, плотнее сжав губы, жестко
закончил:—Я не знаю, господа, почему вы с
ними церемонитесь? Время сейчас как буд-
то не такое, Эту сволочь, являющуюся рас-
садников всяких болезней, как физических,
так и социальных, надо истребить. Нянь-
читься с ними нечего! Я на вашем месте
ноступил бы именно так.

На друтой день в пески вывели. первую
партию пленных в двести человек. Измож-
денные, иссиня бледные, еле передвигаю-
щие ноги красноармейцы шли, как тени.
Конный конвой плотно окружал их нестрой-
но шагавшую толпу... На дёсятиверстном
перегоне Вешенская—Дубровка двести че-
ловек были вырублены до одного, Втотую
партию выгнали. перед вечером. Конвою
было строго приказано: отстающих только
oe а стрелять лишь в крайнем случае.

з полутораста человек ‘восемнадцать до-
шли до Казанской... Один из них, молодой,
цыгановатый красноармеец, в пути сошел с
ума. Всю дорогу он пел. плясал и плакал.

действующего, определяющего собой весь
строй и стиль жизни. И этому терою мы
противопоетавляем нового героя, нового
хозяина жизни, типичного представителя
бесклассового общества.

Однако между новым героем и его идей-
ными предшественниками тоже есть су-
щественная разница. Одним из древней-
ших и до сих пор художественно непрев-.
зойденных образов, в которых воплоще-
на идея борьбы за свободу творческих сил
человека — является оэсхиловекий образ
Прометея. Прометей — символ свободной,
творческой мысли. Косные силы заковали
творца в цепи, чтобы сделать его мысль
неподвижной. Прикованный цепями К
скалам, Прометей проклял всех богов сво-
его времени. S

В трагической судьбе Прометея была
предсказана судьба всех последующих сво-
бодоборцев до пролетарской революции. Их
трагедия — есть трагедия мысли, стре-
мящейся к свободе задолго до того, как
были подготовлены условия к ее освобож-
дению. Вот почему исполинские силы этих
героев целиком растрачивались в пафосе
отрицания. Они могли только проклинать
богов своего времени, они могли отрицать,
негодовать, протестовать, грозить, , требо
вать, разоблачать, но действовать, творить,
вести созидательную работу, соответствую-
щую их огромным потенциальным творче-
ским силам они не могли.

Герой. социалистического общества —
это ‚Прометей, завоевавший свободу. Это

прижимая к сердцу пучок сорванного души.
стого чеборца. Он часто падал лицом в Dae
 скаленный песок, ветер трепал грязные лох.
мотья бязевой рубашки, и тогда KOHBORpay
были видны его туго обтянутая кожей xo.
стистая спина и черные, порепавшиеся по.
дошвы раскинутых ног. Его поднимали
брызгали на него водой из фляжек, и он т,
крывал черные, блещущие безумием Taga,
тихо смеялся и, раскачиваясь, снова шел,

Сердобольные бабы на одном из хуторов
окружили конвойных, и одна величествен,
ная и дородная старуха строго сказала, на.
чальнику конвоя:

— Ты ослобони вот этого чернявенького,
Умом он тронулся, к богу стал ближе, и вам
великий грех будет, коли такого-то загубить,

Начальник конвоя — бравый режеусый

‹ подхорунжий— усмехнулся:

Мы, бабуня, лишнего греха не боимся
на душу принимать, Вее одно из нас ma
ведников неё получится!

— А ты облобони, не противься,— настой.
чиво просила старуха.—Смерть-то над каж-
дым из вас крылом машет...

Бабы дружно поддержали ее, и Ton
рунжий согласился:

— Мне не жалко, возьмите его. Ол теперь

‘He вредный, А за нашу доброту-—молочка
нам неснятого по корчажке на брата,

Старуха увела сумасшедшего к себе в ха.
тенку, накормила его, постелила ему в тор-
нице. Он проспал сутки напролет, а потем
проснулся, встал спиной к окошку, тихо
запел. Старуха вошла в горенку, приселя на
сундук, подперла щеку ладонью, долго и
зорко смотрела на худощавое лицо парень.
ка, потом басовито сказала:

— Ваши-то, слыхать, недалеко...

Сумасшедший на какую-то. секунду смолк
; И сейчас же снова запел, но. уже тише.

Тогда старуха строго затоворила:

— Ты, болезный мой, песенки брось вт-
рать, не прикидывайся и голову мне кб
морочь. Я жизню прожила, и меня не об.
манешь, не дурочка! Умом ты здоровый,
знаю... Слыхала, как ты во сне гутарил, да
таково складно!

Красноармеец пел, но все тише и тише,
Старуха продолжала:

— Ты меня не бойсь, я тебе не лиха же-
лаю. У меня двух сынков в терманскую
войну сразили, а меныпий в эту войну в
Черкасоком помер. А ить я их всех под сер-
дцем выносила... Вепоила, вскормила, ночей
смолоду не спала... Вот через это и жалею
я всех молодых юношев, какие в войсках
служат, на войне воюют...

Она помолчала немного.

Смолк и красноармеец. Он закрыл Глаза,
и чуть ваметный румянец проступил на ею
смуглых скулах, на тонкой, худой шее на-
пряженно запульсировала голубая жилка.

С мивуту стоял он, храня выжидающее
молчание, затем приоткрыл черные гляда.
Взгляд их был осмыслен и полыхал таким
нетерпеливым ожиданием, что старуха чуть
приметно улыбнулась:

— Дорогу на Шумилинскую знаешь?

— Нет, бабуня—чуть шевеля губами,
ответил красноармеец,

— А как же ты пойдешь? ^

— Не знаю...

— То-то и оно! Что же мне с тобой те-
перича делать?—Старуха долго выжидаля
ответа, потом спросила:

— А ходить-то ты можешь?

— Пойду как-нибудь.

— Зараз тебе как-нибудь нельзя ходить.
Надо иттить ночьми и шагать пошибче, ох
пошибче! Переднюй ито, а тогда дам я тебе
харчей и в поводыри. внучонка, чтоб. он
дорогу указывал, и—в час добрый! Ваши-
то, красные, за Шумилинской стоят, верно
внаю. Вот ты к ним и припожалуешь А
шляхом вам нельзя иттить, надо—стенью,
лотами да лесами, бездорожно, & то казакя
перевстренут и беды наберетесь. Так-то, ка-
батик мой!

На другой день, как только смерклось,
старуха перекрестила собравигихся в доро-
гу своего двенадцатилетнего внучонка и
одетого в казачий зипун красноармейца, су:
рово сказала:

— Идите с богом; Да глядите, нашим слу-
живым не поладайтеся!

..Не за что, касатик, не за что! Не мине
кланяйся-—богу святому! Я не одна такая
то, все мы матери доб” ые.. Жалко ить вяе,
окаянных, до смерти! Ну, ‘ну,  ступайте,
оборони вас тосподь!-—И захлопнула окря-
шенную желтой глиной покосившуюся
дверь хатенки,

OLS Se ы-

Ho nadoc wamero repon — не пафос
отрицания, а пафос социалистического
строительства. Этот герой действует, стро-
ит, Он новый хозяин жизни. Он создает
новую материальную и духовную культу
ру. Он раздвигает горы, соединяет рекн
и моря, хозяйничает на дне океанов, на
полюсе, подымает на новую высоту пото-
лок мира. Он ломает предельные нормы
капиталистических возможностей, создает
новые, самые эффективные методы труда,
подымает на ‘огромную высоту физическую‘
и нравственную культуру молодежи, &,
следовательно, и красоту, и здоровье, он
строит свое будущее, пересматривает и
очищает от клеветы прошлое своего народа,
создает новую науку, новую этику, выдви-
гает новые эстетические вкусы, поет новые
песни,

То обстоятельство, что в социалистиче-
ском обществе творческая мысль челове-
ка и его труд впервые становятся свобод
ными, определяет и основную главную
особенность социалистической литературы,
отличающую ее от литературы досоциали-
стической. Труд человека, материальный
и духовный, творческие замыслы и их

уществление, ежедневная практическая
и вообще вся созидательная общественная
деятельность человека, — впервые эта
чрезвычайно многообразная и содержателв-
ная сторона жизни человека входит в ху-
дожественную литературу в качестве 0¢-
новного ее содержания. Как люди созда-
ют ценности и как в процессе ртого твор-

герой труда. Близкий нам, герой прошлого

товорил: я протестую против бессмыслен-

Ной уродливой ‘жизни! Советский ^терой
говорит: я создаю осмысленную, гармони-
ческую счастливую жизнь!

В применении к литературе именно это
различие выражено в горьковском опре-
делении «критический реализм» и в сталин-
ском определении «социалистический реа-
лизм». Оба эти исторически обуеловлен-
ные литературные течения крепко связа’
ны друг с другом. Критический реализм не
отжил. Наша страна находится в капита-
листическом окружении. Неистовствует фа-
шизм — это гальванизированное, взбесив
шееся средневековое варварство. Творче“
ский гений немецкого, японского и итальян
ского народов в лице их лучших людей за
кован в цепи, загнан, замучен в фашист
ских застенках. На берлинских кострах
превращены в пепел величайшие творения
духовной культуры всех времен и народов

Но в то же время Советский Союз —
надежный хранитель всего лучшего, соз-
данного человечеством, уже воздвигает ве-
личественное здание новой социалистиче-
ской культуры. Герой бесклассового обще-
ства ненавидит враждебный ему старый,
отживающий, агонизирующий мир. Нена-
видит той предельной ненавистью, кото-
рую только может ощутить в себе по от-
ношению к реакции человек, познавший
прелесть свободной жизни.

ческого труда выковываются люди — вот но-
вая неисчерпаемая по богатству сюжетов,
коллизий и по возможности выявления 96-
ловеческих характеров область литерату-
ры, рожденная социалистическим строи:
тельством. Даже первые опыты такого со-
циалистического романа («Педагогическая
поэма», «Как закалялась сталь», «Подня:
тая целина») заставляют нас с волнением
прочитывать каждую страницу.

Любовь ‘и война — основные темы ста-
рой литературы. Великие буржуазные пи-
сатели реалисты выходили за ограничен-
ные рамки литературы своего времени, но
многие из них прекрасно понимали и 60-
крушенно признавались в том, что в бур
жуазной литературе человек освещается
односторонне, что большая часть ero жиз-
ни, его трудовая жизнь находится вне по-
ля зрения художника. Что же касается
буржуазной литературы времен ее упад-
ка, т. е. довоенной декадентской литера-
туры, то она занималась исключительно
тем, что культивировала стиль паразитар-
ной жизни. Созидательная деятельность че-
ловека, труд становятся содержанием ху-
дожественных произведений только в С0-
ветской стране, и это замечательное явле-
ние социалистического реализма законо-
мерно возникает именно в тот историче-
ский момент, когда народы СССР осознают
свой труд, как дело чести, дело славы,
дело доблести и геройства.