частью остаткам своего былого пуританизма. Только женщине предоста
влена возможность употреблять го
раздо более яркие и замысловатые по фактуре ткани.
Куда же пойдем мы? Гете уже сумел стать на социальную точку зрения в этом отношении. Он восхи
щался пестротою красок городского базара, куда стекаются со всех сто
рон крестьяне, но говорил, что у более или менее изысканного горо
жанина от такой пестроты голова идет кругом. Горожанин, нервно утомленный, привыкший сдерживать
ся в общении с другими, человек замкнутый, и в своем костюме уста
навливает известные общие нормы, от которых боится индивидуально отклоняться и которые колеблются в пределах темных и холодных цве
тов. В дворянском же и придворном быту, в котором торжественность, красота и праздник играют домини
рующую роль, потому что этого требуют социальные функции мо
нархов и их приближенных, царят ткани очень ярких цветов и блестя
щей фактуры (шелк, бархат и т. д.), с применением при этом золота и драгоценных камней.
Конечно, не только покрой одежды, но и расцветка ее, диктуются теми или другими условиями жизни. Но тут-то и трудно сказать, пойдет ли социализм по линии дальнейшего сокращения яркости, дальнейшей сдержанности в расцветке, что имеет # свои приятные стороны, или наоборот, будет расцвечивать их очень пышно и красочно, под влиянием большой радости жизни и большого стремления к общительности.
Лично я полагаю, что будет строгое разграничение трех родов одежды: проз-одежда, спорт-одежда и праздничная одежда. Под проз
одеждой надо разуметь такую, в которой и ткань и покрой абсолютно соответствуют тому профессиональному труду, который производится человеком; под спорт-одеждой—одежду, приспособленную для
данного спорта и, прежде всего, вообще для отдыха и для того, чтобы тело чувствовало себя вольготно. В праздники же, как я думаю, социа
листическое и даже приближающееся к социалистическому, общество бу
дет очень ценить яркоцветность толпы, которая, по словам Робес
пьера, во время празднеств — сама зритель и сама яркое зрелище.
Во всем этом деле индивидуальное творчество художника чрезвычайно важно. Здесь имеется, как выше уже сказано, и1 инженерно-художественный подход в деле создания массо
вой ткани, в выработке типов прозодежды, спорт-одежды и индивиду
ально художественное творчество порядка высокого ремесла, доходя
щего до подлинного искусства. Здесь художник будет близко общаться с портными, портнихами, модистками и т. д.
Упомяну здесь еще и о том, что даже в буржуазном обществе, например, в современной Германии,послед
ние и наиболее усовершенствованные заводы (как скажем, электрическая станция Бабельсберга, недавно построенная) не только строятся архи
тектурно, талантливо и красиво, но получают и внутреннюю расцветку и убранство, которые делали бы пребывание в них приятным.
Культурная революция, как в той ее части, которая спонтанно происходит в обществе, так и в той, кото
рая является результатом планомерной деятельности государства, пред
полагает не только переустройство быта, но, рядом с этим, и организацию сознания.
Организовать сознание, как мы теперь знаем, не значит только дать известные сведения, известные знания. Сведения превращаются в жи
вые социальные силы только в том случае, если они являются убежде
ниями, если они становятся силами, определяющими волю или, конкретно говоря, реальное поведение человека.
Характер человека—это сумма при
сущих ему реакций на различные