подобную сцену. Как реальное явление она исчезла вместе с тем бытом, про
дуктом которого была и эта форма охоты и это произведение искусства.
Но событие, облеченное в формы, связанные с местом и временем, может быть интерпретировано художником и вне бытового аспекта. Картины живо
писцев раннего Ренессанса, изображав


^шие излюбленные и часто повторявшиеся тогда сюжеты: Благовещения, Поклоне


ния волхвов, Распятия и проч., очень точно воспроизводили в костюмах, архи
тектурных фонах, предметах обихода внешнюю сторону тогдашней эпохи. И однако, „Благовещение“ Яна ван- Эйка (Эрмитаж), где Богоматерь изображена в виде красивой нидерландки, находящейся под высокими сводами готи
ческого собора, не есть жанровая кар
тина. „Обручение Арнольфини“ (Лонд. Нац. гал.) того же мастера изображает совершенно бытовое событие и, однако, в нем, быть может меньше элементов жанрового стиля, нежели в религиозном
сюжете „Рождение Христа“, написанном Превитали.
Отдельные произведения жанрового стиля, встречающиеся и в египетском, греческом и западно-европейском искус
стве архаической поры этих культур, не дают оснований говорить о жанровом направлении искусства в целом. Лишь в поздние этапы цветения культуры возникают в достаточной степени те со
циальные предпосылки, благодаря кото
рым жанр приобретает преобладающее значение в искусстве. Эти исторические границы появления бытовой живописи показывают, что стиль жанра действительно является продуктом определен
ного социального уклада, в результате которого возникает своеобразный вид художественного мировоззрения, как особая форма ориентировки в мире действи


тельности. В архаических этапах куль


туры, когда искусство религиозно, когда художественный образ символичен — жанру нет места. Монументальная стенопись, как форма определенного стиля,
Рубенс.
Охота на львов