отрасли производства, путем непосредственного участия в работе; б) работа в рисовальных и модельных мастерских по составлению проектов художествен
ного оформления изделий, исполнение рабочих чертежей, моделей и т. п.; в) изучение вопросов рационального использования машин, рабочей силы, вопросов организации, нормирования, оплаты и охраны труда; г) ознакомление с экономикой предприятия, с работой проф. организаций и пр.
Практика работы в зрелищных предприятиях, или в оркестре, или в хоре и т. п. должна состоять в непосредст
венной проработке практикантом по своей специальности текущего репертуара дан
ного театра, или оркестра, или хора, с изучением по возможности всех ста
дий подготовки этого репертуара до публичных выступлений включительно.
Такая практика требует жертв со стороны предприятия и может быть осуществлена лишь при нормальных взаимоот
ношениях определенного предприятия с прикрепленным к нему учебным заведением.
Совершенно в ином плане должен разрешаться вопрос об инструкторской и педагогической практике, о практике по специальности живописца, скульптора, композитора. Наконец, вопрос об испол
нительской практике музыкантов, певцов и актеров не исчерпывается размеще
нием практикантов в индивидуальном порядке в художественно-производствен
ные предприятия: та работа, которая проводится в консерваториях и музыкальных техникумах по формированию ансам
блей (вокальных, струнных или духовых инструментов и пр.) обязывает к разре
шению вопроса об организации практики для этих коллективов. Аналогичный
вопрос поставлен и в отношении учащихся театральных техникумов: настойчиво от
мечаются все преимущества формирования для провинции целых исполнитель
ских коллективов из работников сцены, прошедших новую театральную школу, вместо распыления их среди старых актерских кадров. Тот же вопрос был поставлен и на совещании по кино-образованию, где было принято пожелание о
сосредоточении в одном учебном заведении работы по подготовке всей группы спе
циалистов, необходимых для постановки и исполнения художественной кино-фильмы (сценарист, режиссер, актер, осветитель, оператор, лаборант).
По этой группе специальностей разрешение вопроса о практикантстве и стажировании питомцев художественно-профессиональных учебных заведений в общем и целом зависит от тех организаций и учреждений, которые ведут вне
школьную просветительную работу — и прежде всего от культ-отделов: ВЦСПС, местных советов профсоюзов, вплоть до месткомов предприятий и учреждений, а по линии педагогической практики от Отделов Народного Образования Исполкомов.
Сделано пока в этом направлении не много, главным образом по линии размещения на бесплатную педагогическую и инструкторскую практику учащихся художественно - педагогических технику
мов и инструкторско - педагогических отделений музыкальных техникумов. Между тем, возможности организации практики в клубах, домах крестья
нина и т. п. увеличиваются по мере строительства ряда крупных центральных учреждений этого типа и общего усиления художественных форм работы в клубах.
Урегулирование вопроса об инструкторской практике по руководству дея
тельностью художественных кружков при клубах, дворцах труда, домах крестьянина и т. п. должно пойти, прежде всего, по линии учета мест платной практики при крупнейших из перечисленных учрежде
ний, с тем, чтобы на эти места можно было, в организованном порядке, направлять студентов художественных и музыкальных ВУЗ’ов и центральных театральных техникумов. Эта мера несомнен
но повысит культурный уровень работы художественных кружков.
Бесплатные места практики обычно используются лишь местными учеб
ными заведениями. Поехать в другой город на такую практику, разумеется, никто из учащихся не сможет, а при небольшой сети художественных учебных заведений это значит, что целые райо