чисел). Достаточно указать, что современная музыка использовала этот ряд лишь в пределах: 1 : 2 : 3 : 4 : 5 : 6,
мы же продолжаем его: 7:8:9:10: 11:12:13, до 41:42:43... без про
пусков, и могли бы продолжать до бес
конечности, если бы физиологические данные слуха не ставили этому неодолимых преград.
3. Организованное применение непрерывно-изменяющихся высот („Differenz Musik“) в со- и противодвижении (си
реноподобные эффекты): законы „гармонии“ дифференциальной музыки мною уже установлены.
4. Осознание „биений , как актуально-творческого средства музыкального воздействия1.
5. Полиритмия на аметрической и полиметрической основе 2, плюс при
менение ритмических и метрических прогрессий.
6. Гармониметрия — учет общего наибольшего делителя звукового ком
плекса, не могущего „звучать тоном по причине медленности „колебаний , но определяющего собою абсолютный метр произведения (полное разрушение „законов старой „музыкальной формы ).
7. Все разнообразные методы технической революции в музискусстве: меха
низация, электрификация исполнения, „размножение и передача на расстояние etc, etc (электро- и радиофикация муз. техники).
Есть еще акустическая схема, обнимающая собою весь „мир звучаний
органической последовательности развития его из простого маятникообразноколеблющегося тона.

Схема речевых элементов занимает в ней малое, скромное место; употре

бляемые современной музыкой звуки— еще меньшее (и еще более скромное) в самом начале ее развертывания: можно легко себе представить, чем будет искусство, сумевшее творчески охватить и использовать всю схему, весь
1 Работы И. Е. Орлова, открывающие эру в музистории.
2 Представьте себе художественно-организованный шум металлургического завода.
мир звучаний—и это будет наш вожделенный звуковязык.
В так называемых „изобразительных“ искусствах — наука была бы в силах произвести аналогично-грандиозный переворот.
Анализ элементов сложнейших орнаментальных стилей—немыслим без перевода их на язык алгебраических урав
нений. Обратно: изучение и классифи
кация форм кривых высших порядков с художественной точки зрения обогатит искусство совершенно новыми, не
бывалыми комбинациями, в которых таятся неисчислимые возможности невиданных стилей.
А самое название „орнаментика (украшательство)? Не пора ли сдать его в архив, выдвинув это искусство, ана
логичное музыкальному (в „оптической группе) на почетное самостоятельное место, по крайней мере, рядом с „живописью“.
Итак, исходя из аксиоматической предпосылки, что почва для органической эволюции, продолжения непрерывной линии культурного развития, ныне ушла из-под ног человечества, что новая эра вынуждена искать иной „базы , иной отправной точки для своего развития, мы утверждаем: нам нужно новое, не
бывалое по технике, по „форме (и по „содержанию , конечно, ибо это содер
жание и есть сама „новая эра ), по силе „социально-эмоционального воздействия, искусство.
Грядущее искусство, спрятав под замок—для музейных надобностей — все свои былые (эстетические, догматические, мнемонические и пр.) „теории в кавычках, должно проделать сейчас чистоэнциклопедическую работу: собрать
просто, а потом, конечно, и —в стройное целое, колоссальный научный мате
риал, разбросанный ныне буквально по всем отраслям знания. В математических, медицинских, химико-технологических (иногда и более неожиданно-специаль
ных) трудах мы до сих пор случайно натыкаемся на положения, каждое из которых способно в корне революционизировать целую отрасль искусства. Эта