К ОРГАНИЗАЦИИ СОВФИЛА


Организуется Совфил. Создается государственный центр по руководству концертным делом.
Большим праздником советской музыки можно было бы назвать это событие, если бы такая централизация проводи
лась впервые, если бы Совфил не нес на своих плечах тяжелого „груза прошлого“. Год, примерно, тому назад скончался Росфил, об единявший руководство концертным делом РСФСР. Воз
никло Центральное Концертное Бюро при Управлении Государственными Ака
демическими Театрами, как временный орган, пока покойному — Росфилу не будет найден достойный наследник. Те
перь налицо этот наследник, в виде Всесоюзной центральной концертной ор
ганизации — Совфила. Много возникает надежд в связи с этой новой формой
концертного руководства, ибо вопиюще ясна жизненная необходимость внесения руководящего начала в совершенно дез
организованную музыкально-концертную стихию. Но и опасений много вызывает будущее Совфила, опасений, основанных,
правда, только на „старой памяти“, на учете ошибок ликвидированного Росфила, от которого нынешний Совфил органи
зационно отличается не настолько резко, чтобы это могло внушить уверенность в невозможности повторения прежних ошибок. Конечно, „быль молодцу не в укор“, и одна „старая память“— еще недостаточное основание для серьезных опасений. Но, с другой стороны, анализ до
пущенных ошибок — вещь, как известно, весьма существенная и необходимая, тем более, что этот анализ должен быть
перед глазами новых руководителей концертной политики и практики не только теперь, но и на продолжении ряда бли
жайших лет работы, пока не исключена, и даже, наоборот, вероятна возможность рецидива некоторых недочетов и уклонов концертных организаций.
Непосредственным поводом к ликвидации Росфила послужил тот хозяй
стенно-финансовый тупик, в котором эта организация очутилась и из которого выбраться не смогла. Но, мы полагаем, не в том основная беда Росфила, что он принес несколько тысяч убытку. Бывают случаи, когда итти на убыток
не только неизбежно, но и необходимо для дальнейшего развития дела.
Госиздат совершенно умышленно идет на дефицитные издания для крестьянства, но он знает, что в недалеком будущем деревня представит собой такой бога
тейший рынок для его продукции, что сейчас вложить некоторые средства на организацию и завоевание этого рынка— хозяйственно выгодно. Это — политика дальнозоркости. Далее, можно пойти и на явный дефицит, без всяких расче
тов на будущее его возмещение, если деньги тратятся на большое культурное дело, содействующее общим задачам советского строительства. И грех Рос
фила не в том заключается, что ему пришлось обратиться к государству за дотацией, а в том, что его капиталы были израсходованы беспланово и недо
статочно целесообразно, неоправданно ни соображениями идеологического порядка, ни необходимостью некоторых временных вложений на организацию своего