вании его можно делать заключения о причинах популярности той или иной постановки;
Популярность „Константина Терехина“ (анкетирование производилось на 19-ом спек
такле), несомненно, сложилась помимо всяких средств рекламы, в силу положительных ка
честв пьесы, „На дне“—благодаря широкой известности пьесы и „Склоки44—посредством рекламы.
В заключение к даваемым отзывам зритель дает ряд указаний по линии административно-хозяйственной. Отмечается дороговизна билетов, неприспособленность поме
щения для театра, узкие проходы между стульями, неудобства стульев, плохая вентиляция и пр.
К изучению зрителя последний относится вполне сочувственно и со своей стороны просит, чтобы анкета давалась на дом, где ее можно более тщательно заполнить, и про
водилась бы по всем наиболее интересным спектаклям.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ


ЛЕНИНГРАД


Практика театрального просвещения
Управление Ленинградских Академических театров, сконцентрировавшее в своем веде
нии крупнейшие театры СССР, так наз. „императорские“ (б. Александрийский, б. Ма
риинский, б. Михайловский и др.), обусловило возникновение и такой организации, как „Театральный Музей“.
Если в условиях дореволюционной России музеи вообще представляли собой тип зам
кнутых учреждений („для немногих“), то после - революционные музеи играют роль крупных культурных факторов, просвещая широкие массы трудящихся.
Весьма показательной является практика Ленинградского Театрального Музея, который возник, как самостоятельная организация, только в 1918 г. Его структура с течением времени определилась в трех направ
лениях: собирание экспонатов, организация выставок, устройство докладов.
Первоначальную основу Теамузея составили коллекции, находящиеся в театрах, в фойе артистов, во вспомогательных учреждениях; собрание В. В. Протопопова; „Дом-музей“ М. Г. Савиной... В дальнейшем Теамузей рос наряду с ростом Советского театра,
В данное время в Теамузее сосредоточено свыше 60.000 предметов (живопись, скуль
птура, гравюры, литографии, фотографии, макеты, бутафория, эскизы декораций и костюмов, редкие издания, замечательная кол
лекция сиамских масок, турецкий теневой театр и мн. др.).
Что представляло собой первоначальное наследие?
Порой весьма ценные предметы, но по преимуществу портреты артистов и вещи, им принадлежавшие. Эти материалы, естествен
но, не могли дать—ни систематического представления об „истории театра“, ни представления о процессе театральной работы. Меж
ду тем, эти две темы более всего интересуют „зрителей“. Однако, к достижению этих целей Теамузей мог итти лишь последовательными этапами.
Отсюда первоначальная экспозиция могла быть только „мемориального44 характера, заключаясь в расположении материалов в хронологическом порядке по следующим отделам: драма, опера и балет.
Постепенно к этим отделам был привлечен и другой материал: эскизы декораций и ко
стюмов, макеты и др. Позднее в экспозиции вводились и самые костюмы. Ряд зал отводился под „иностранный“ театр, цирк, бала
ганы, театральные здания. Наконец, в отделе „драмы“ была устроена новая экспозиция, характеризующая смену различных направлений в истории русского театра.
Все это показывает, что Теамузей жил „бурно“, ощущая внешние „толчки“, выражаемые в непрерывной связи со своим зрителем. Этому обстоятельству в немалой сте
пени помогало то, что за время своего существования Теамузей устроил около 80 эпизодических выставок и одну сезонную (27/28), связанную с 10-летием Октябрьской Революции.
„Эпизодические выставки, посвященные большей частью юбилейным датам, представ
ляют особенный интерес. Прежде всего, эти выставки устраиваются в фойе театров и таким образом обслуживают зрителя одновременно со спектаклем. Выставку он обозревает во время антрактов. Это первый,
Конст.
Терех. Склока На дне Знал содержан. пьесы . 18% 7% 33% Прочел хорош, отзыв . 17% 16% 7% Похвалили видевшие
пьесу...............................25% 4% 10% Прочитал афишу . . 12% 29% 13% Знал, что играют хоро
шие актеры. . . . 18% 26% 23% Получил дешев, билет. 3% 8% 12% Пошел от нечего де
лать ............................... 8% 10% 3%