Политпросветы только с переходом театров в ведение ОНО взялись серьезнее за эти вопросы, потому что горсоветы на местах попросту „отшивали“ политпросветчиков с рекомендацией репертуара, подбором трупп, а в некоторых случаях и сейчас продолжают нажимать на „классовый репертуар“.
Планового руководства театральным делом (как профтеатрами, так и клубным театром) до сих пор еще нет со стороны волполитпросветов.
При проведении нажима через органы репертуарного контроля в целях постановки репертуара, воспитывающего зрителя и даю
щего современную пролетарскую идеологию в художественных формах, со стороны хозяйственников (У.З.П.), артистов и союза поднялся вой: —„идеологический репертуар де
фицитен, дайте дотацию, а потом заставляйте нас ставить идеологический репертуар (Г.убс‘езд Рабис). Некоторые Политпросветы не выдерживают такого нажима и сдают позиции.
Со стороны Губполитпросвета руководство местами по этому вопросу выразилось, кроме посылки писем и проверки работ на местах,— в постановке вопроса о художественной работе на совещании инспекторов политпро
света. Это совещание в основном точно также характеризовало состояние этой работы, наметило ряд конкретных мероприятий и вы
сказалось за введение в систему волостных и уездных конференций по деревенской художественной работе, а также совещаний театральных работников губернии.
Все же перелом в сторону использования театра, как орудия воздействия на массу, сделан. Это выражается: в увеличении коли
чества постановок советского репертуара, в привлечении в театр рабочего зрителя и приближения театра к массам.
Вопрос приближения профтеатра к массам до сих пор не разрешен во всей губернии, а имеются только опыты в этом напра
влении. Вместе с тем, решение этого вопроса решает вопрос самого существования профтеатров. Если по роду своей работы и усло
виям театры не могут быть рентабельными и продолжают давать большие дефициты, то при обслуживании мелко-буржуазного зри
теля и обывателя—само собой—выдвигается вопрос о их закрытии.
Кроме репертуара, отвечающего запросам рабочего зрителя, большую роль играют высокие цены на места, подчас недоступные рабочему, позднее начало спектакля, дальность расстояния от жилья к театру.
Все же профтеатрами сделан сдвиг в сторону обслуживания широких слоев рабочих
масс, хотя эти начинания и не носят достаточной систематичности и встречают на пути затруднения, связанные с равнодушным отношением профсоюзов к этому вопросу.
Например, Тверской театр обслужил: за 26/27 г. при 82 постановках 63.181 чел., из них орг. и раб. зрит.— 37.000 чел., т.-е. 58%; за 27/28 г. за 4 месяца при 86 постановках, 52.000 чел., из них орг. зр.— 38.000 или 73%. К концу сезона при 150 пост, предполагается обслужить 65.000 чел., из них орг. зр.— 47.000.
Это значит, что 73% обслуженных зрителей являются зрителями рабочих районов, членами профсоюзов в городе, студенты, красноармейцы, комсомол. Кроме того, Тверским театром сделано 22 выезда на Пролетарку (Пролетарский театр в районе), 2 вы
езда на Вагжановку в станционный район— на Вагонзавод. Предполагается к концу се
зона количество таких выездных постановок довести до 37, в то время как в прошлый год за весь сезон было сделано только 19 постановок на Пролетарке. Кроме того, красноармейцы, студенты пропускаются бесплатно. Всего пропущено бесплатно 3900 человек.
Выезжают и в губернию, в среднем 1 раз в неделю в В. Волочок, в Ржев.
Что же касается откупной системы (когда профсоюз или другая организация покупает постановку и сама продает билеты по пони
женной цене или распределяет бесплатно) или введения рабочей полосы и рабочего кре
дита (Тверь, в среднем, в текущем году дает 18% мест, прошлый год давал 40%), то в связи с плохой организацией этих мер, плохой помощью и отношением профсоюзов, посещаемость (нагрузка) театров в городах снижается (Тверь, В. Волочок, Ржев), в то время как, благодаря курсу на современный репертуар и большей потребности в театре, в рабочих районах посещаемость доходит до 100 и даже выше нормальной нагрузки.
Так, например, в Твери посещаемость в городе с 65% прошлого года снизилась в текущем году до 56%!, в Осташкове—до 50. А если считать вместе с рабочим районом-—- она повысилась до 88%.
Это об ясняется: 1) дороговизной, связанной с малой вмещаемостью; 2) отказом профсоюзов от рабочего кредита (считают, что много возни), из-за чего он был введен с опозданием и по инициативе самих низо
вых ячеек — месткомов: 3) игнорирование со стороны мещан, обывательской публики нового репертуара.
М
Ответ. редактор Р. А. ПЕЛЬШЕ
Зам. ответ. ред. Н. А. СЕМЕНОВА
Редакционный Совет — представители Главков НКП