любознательности и воспоминаний об идейном, религиозном или культурном рабстве различных степеней и качеств? Ходить в костюмчике детства, пускай дорогом и когда-то любимом, в годы мужества — нельзя и не следует.
Вопрос о „национальном“ в искусстве и его степенях—важный, вопрос. Наши общественные и партийные круги должны поставить его на очередь и объективно решить. Ибо, без четкого ответа и указаний в вопросах художественной поли
тики, становится опасно жить. Ведь возводящиеся наши постройки, особенно,
имеющие общественное значение, должны нами быть использованы как культурные факторы, способные не только удовле
творять наши утилитарные потребности в месте собраний, работ, торжеств и пр., но служить одновременно целям воспитания народных масс. Революционизировать мироощущение потребителя осо
бенно легко, используя не один разум, а и область чувств. В этой области искусство архитектуры, как и другие искусства, может сыграть колоссаль
ную роль фактора, ускоряющего такую революцию.

Теперь несколько слов о новой архитектуре и архитектурной молодежи.

Мы должны, приветствуя нарождение нового в искусстве, особенно идущего от нашей „смены“, стараться беречь и охранять . эти новые ростки. На выставке архитектурная молодежь уже сделала вызов „отцам и, надо быть справедливым, при многих еще недостат
ках, вызов серьезный и действенный. Наблюдаемая некоторая лаконичность и „бедность“ новых архитектурных форм есть, конечно, следствие нашего пере
ходного времени. Прогрессивный бег технических изобретений, индустриали
зация, новый общественный строй—все это оказалось так необычно, так отлично от прошлого, что найти форму для новых ускоренных динамических ритмов современной жизни художники еще не смогли.
Но борьба началась. По диалектике истории, мы знаем, „дети победят „отцов . Однако, как во всякой борьбе,
здесь могут быть различные временные колебания и результаты. Наша обязан
ность помогать в этой борьбе, отстраняя препятствия и искусственный отвод здоровых начинаний в сторону...
Повторяем: вопрос о „национальном“ в искусстве и вопрос регулирования крупного строительства с архитектурной стороны должны быть поставлены и об ективно разрешены нашими широ
кими общественными и партийными кругами. Мы должны изжить игру „случай
ностей“ и индивидуально-ведомственных подходов и симпатий к старому или новому. Мы должны эти первой важности вопросы решить, чтобы нейтрали
зовать развитие мещанских вкусов и уклонов, бесцельно тормозящих общее раз
витие страны. Только тогда мы изживем и стилистические шатания и всякие
неожиданности, наблюдаемые сейчас в области архитектуры, как повсеместные явления.
Архитектор Н. ДОКУЧАЕВ
Н. Бумиатов.Театр в Эривани