лированных от окружающей среды предметов, в которых он обнаруживал своеобразную „жизнь вещей“.
Натюрморт, как проблема не тематическая, а стилистическая, не только не предполагает „жизни вещей“, но и умерщвляет жизнь в том, чему она подлинно присуща. Виппер прав, когда он находит в изображении мертвых предметов у старых мастеров своеобразную „жизнь“ этих вещей. Но ведь такого рода трак
товка натуры и не представляет собой натюрморта, как проблемы формальностилистической. Следовательно, с стилистической точки зрения теза, усматри
вающая в натюрморте „жизнь вещей ,
содержит логическое противоречие. Если у старых мастеров мы усматриваем „жизнь вещей , то, тем самым, мы отрицаем у них наличие натюрморта. И только у Сезанна и его последователей мы видим натюрморт, как систему формальных
приемов, явившихся результатом своеобразного мироощущения, своеобразной ориентации в реальном мире.
Проблема натюрморта шире, нежели тема изображения на полотне изолиро
ванных предметов. Натюрмортом может стать любая изобразительная тема. С другой стороны не всякое изображение пред
метов натюрмортно. Тициан не натюрмортно, но пейзажно трактовал вещи, которые он изобразил, напр., в картине „Антиквар Страда (Вена). Отсутствует натюрморт в изображении фруктов и посуды, которыми заставил стол Кара
ваджо в своей картине „Христос в Эммаусе (Лондон). Сочно, живо, живописно изображены предметы у Веласкеза в его лондонской картине „Христос у Марфы , в его эрмитажном „Завтраке11, „Старой кухарке“ и друг. Хеда „портретирует
серебряную посуду, хрустальные бокалы и т. под. Рыбы Рекко (Москва) и Бей
А. Переда.Мертвая натура