келара (Вена) живо интерпретированы, как и богатая утварь в картинах пиршеств Веронеза („Пир в Кане“, „Пир у Симона фарисея ) и Тинторетто („Тайная вечеря“).
У Шардена трактовка мертвых предметов приобретает отчасти жанровые черты. Хотя в то же время Шарден—
это тот мастер, у которого в какой-то степени в изображении мертвых пред
метов уже чувствуется приближение натюрмортного стиля. Тоже можно сказать и о Курбе. Правда, натюрмортные тенденции у Курбе не являются осознанными, как у Сезанна. Последний ясно отдавал себе отчет в своих устремлениях. Роковые слова о „кубе, конусе и шаре“ составляют то теоретическое credo, на котором Сезанн обосновал свое художест
венное мировоззрение. Эта „философия натюрморта видимо добросовестно была передана со слов Сезанна его восторженным поклонником Бенаром 1. Курбе
1 Б е н а р — Поль Сезанн.
в некоторых своих пейзажах производит впечатление натюрмортности вследствие крепко построенной конструкции картины, выразительным примером чего служит небольшой, но мастерски сделан
ный пейзаж, находящийся ныне в „Муз. Изящн. Иск.“ в Москве, принадлежав
ший раньше собранию С. И. Щукина. В этом пейзаже есть что-то „сезаннов
ское“. И не случайно, что у Щукина он висел в комнате рядом с пейзажами Сезанна. Сезанн, Курбе, Дюрер — вот в обратном порядке путь натюрмортного отношения к природе. „Вид Триента** Дюрера — это, пожалуй, первое изобра
жение природы, в котором сказались, хотя и бессознательно, натюрмортные тенденции.
(Берлин). Таковы же многочисленные предметы, расположенные на столе перед фигурами „Купца и его жены в картине Квентина Массейса (Лувр).
Картины, в которых изображение предметов являлось бы самостоятельной изобразительной темой, по
чти отсутствуют в XVI ст. Как о редком примере можно напомнить об
изображении убитой дичи и рукавиц латника у Якопо Барбари (Стар. Пинакот., Мюнхен).
Живопись Ренессанса и барокко была портретна и пейзажна по сво
им стилистическим формам, поэтому натюрморт, представляющий собою формально противоположный полюс этим двум стилистическим категориям, отсутствовал в живописи Западной Европы на протяжении всей цветущей ее поры.
Голландцы XVII ст., в живописи которых так распространены были изображения битой дичи, фруктов,
посуды и проч., создавали живые „портреты** мертвых вещей или писали „жанровые** картины, но не интерпретировали предмет, как мертвую
Дерен.Портрет П. Пуарэ
Не натюрмортную, а пластическую концепцию стиля находим мы и в работах мастеров северного Возрождения. Таковы изображения письменных принадлежно
стей, книг, весов, инструментов у Гольбейна в его портрете „Купца Гиссе“