ВЕЛИКИЙ СОЮЗ
История человечества не знает еще такого случая, чтобы все творческие, организующие жизнь силы были напра
влены в единое русло, наоборот легко указать тысячи примеров гибельного разнобоя двигателей культурного про
гресса: борьба религии (тоже бывшей когда-то в рядах культурных сил) против науки, искусства и революции — обще
известна и продолжается в сущности до наших дней: искусство, усвоившее себе за века религиозного рабства худшие качества своего поработителя — доныне воюет с наукою и техникой, якобы по
кушающимися на „творческую свободу** художника и стремящимися подменить его „бездушной машиной**—мелкая кле
вета, но она жива по сей день: будь на то их воля—неизвестно, кто охотней сжег бы Термена на костре—попы или... музыканты!
Наша революция впервые создает такую обстановку, при которой все эти гибельные предрассудки и противоречия могут быть окончательно изжиты: великий союз Науки, Искусства и Револю
ции—для нас уже не отдаленная „проблема“, а реальная действительность сегодняшнего дня; это уже „текущие
дела** нашей экстренной повестки. Но мы лишь с большим трудом можем себе представить, каким быстрым темпом пойдет отныне культурный прогресс человечества, какими изумительными перспективами чреват этот долгождан
ный союз; можно дать лишь общую формулу, оставляющую творческой фантазии безграничное поле для полета.
Вот эта формула: социальная революция оплодотворяет искусство новым небывало - грандиозным содержанием, наука и техника—дает ему в руки небывало-грандиозные средства формального воплощения.
Радио-капельмейстер.
Циклоно-виолончель—соло.
По сорока башням смычком. Фанфары по экватору.
Симфония по параллели 7. Хоры по меридиану 6.
Электроструны к земному центру.
Вы думаете—это бредни какого-нибудь сумасшедшего футуриста?
Нет—это всего только поэма („Пачка ордеров**) тов, Гастева, ныне благопо
лучно-здравствующего директора ЦИТа,
неустанного агитатора за трезвейшие принципы НОТа, рабочего от станка —
несомненного „пролетарского происхождения**... Этою „анкетой** я хочу лишь оградить свою цитату от нареканий:— „мало ли, мол, что там эти „последыши буржуазии** болтают**...
От Гастева этак не отмахнешься,— но если бы то был и не Гастев,—сей
час мы увидим, какая реальная основа кроется за фактическою видимостью подобных, якобы бредовых, мечтаний: для нашего великого Союза поистине нет ничего невозможного.
ВЕРНЫЙ ТОВАРИЩ
На всем культурном пути человечестват— машина всегда и во всем была вернейшим спутником труда, надежней
шим товарищем-революционером. Даже в потогонной атмосфере капитализма— в конечном итоге—она неизменно приводила к раскрепощению человека от самых изнурительных и даже унизитель
ных профессий: сравни барского „кучера** или извозчика с шоффером и аэромеха
ником,—этим не крикнешь: „Эй, Ванька,
подавай! ... И с этой точки зрения мы не можем расценивать иначе, как реак
ционные — восстания ткачей в Англии на заре буржуазной эры, будь это хоть трижды рабочие движения.
Современные музыканты в массе недалеко ушли в идеологии от тех ста
ринных „машиноразрушителей**. Уже в „Радиопередаче** они видят (и не зря,, конечно), серьезного „конкурента**, угрожающего их халтурному благополучию,—стоит, действительно, лишь до
вести до совершенства репродукцию и достаточно удешевить громкоговори
тели—и концертные залы совершенно