молодую школу, штамп. Этот же злокозненный конструктивист научил весь Союз поразительному вмонтированию фотографии, чем двинул далеко вперед плакат (с родченковскими фотографи
ями никаким АХХР ам не сравниться — они дешевле и выразительнее).
— Самые боевые рекламные плакаты (Госиздата и др.), выразительные и бьющие по цели (цели, т. Пельше), принадлежат конструктивистам Лавинскому, Родченко.
— Конструктивист Ган целиком ушел сначала в производственно-худо
жественное (рациональное) оформление книги (полиграфии), а затем присоединился к конструктивисту Дзиге Вер
тову с его соратниками для киноглазной работы, кропотливой и неблаго
дарной (долой психологическую фильму, да здравствует внезапная засъемка быта!).
— Конструктивистки Чичаговы кропотливо работают над новой детской книгой.
Так можно продолжать экскурсию очень долго: через архитектуру, музыку и т. д .
Что же, т. Пельше, почему вы
А. Родченко.Обложка.
обложили эту работу для нашего быта утверждением буржуазного строя? Нехорошо. Может быть, вас не удовлетворяет здесь количество «красоты», т.-е. именно того эстетизма, в котором вы обвиняете других, но которым грешите... Доказательства?—вот они.
Об эстетизме. Сначала выдержка из ст. т. Пельше:
„Всякая художественная школа, всякая художественная теория, которая не считается с абсолютно ненарушимыми законами природы, с законами физиологии, с законами физики, одним только этим—явление глубоко реакционное“.
Вот где настоящее утверждение эстетизма. Тов. Пельше говорит об «абсолютно (!) нерушимых законах природы». Вот это для марк
систской критики действительно новое открытие. Грешным делом, мы думали, что поскольку все законы природы могут восприниматься нашим сознанием, только будучи им же (сознанием) созданы, то прогресс наших знаний, умений двигает дальше и познание новых законов и тем видоизменяет или даже опро
вергает предшествующее. Мы, грешным делом, думали, что в марксистской науке непогрешим и неизменен только метод.
Вот ненарушим ость и есть основа старой эстетики. 1 ак дано, завещано от бога. Табу. Нарушать этого нельзя; это красиво. Это
и есть эстетизм в настоящем его виде: применение одних и тех же критериев для всех явлений. Наше время выставило, естественно, свое, материалистическое понимание красивого, слагающееся из двух моментов: а) рациональности и б) планомерной организованности затраты нервной энергии при восприятии. Это стержень, от которого могут быть отклонения в ту