ОБЩИЙ ОТДЕЛ

Под указанным заглавием недавно вышла в издании Малик в Берлине небольшая брошюра, написанная совместно известным немецким рисоваль
щиком Георгом Гросс, творцом «Лика господствующего класса», и писателемкоммунистом Виландом Герцфельде, автором книги о коммунизме и искусстве (главным образом первым из них). Так как брошюра Гросс и Герцфельде, может быть, в русском переводе не появится, а, с другой стороны, в ней затронута принципиально важная проблема о задачах искусства в настоящий момент и о путях, по которым надлежит итти художнику, если он не желает очутиться по ту сторону жизни,—то не мешает дать о ней некоторое представление русскому читателю.
Когда в Германии накануне революции выступили дадаисты и начали свой издевательский поход против буржуазного искусства, раздались гневные возгласы обывателей и рутинеров — руки прочь от искусства — «искусство в опасности».
Авторы брошюры этим кличем озаглавили свой памфлет. Искусство в самом деле в «опасности», но лишь поскольку речь идет о «чистом» искусстве.
Как сложилась судьба изобразительного искусства — живописи преимущественно—на Западе в последние десятилетия?
Станковая живопись в буржуазном обществе долгое время—до воцарения техники — выполняла ту роль, которую ныне выполняют фотография и кино. Фотография и кино вытеснили живопись не только потому, что они в со
стоянии обслуживать широчайшие массы, не только потому, что кино— продукт коллективно-организованного производства, но и потому, что для них нет технических трудностей и невозможностей.
«Каким тяжеловатым и устарелым, каким несвоевременным;-кажется по сравнению с кино производство масляной картины. Так как над фильмой работает много голов, она получает специально действенный характер, в гораздо большей степени, нежели ручное производство художника. Проблемы
света и движения не представляют здесь трудностей, тогда как их решение даже в самых смелых удачных попытках художников всегда до известной степени неудовлетворительно. По сравнению с волнующимся морем на экране, что такое полотно, написанное на ту же тему — скучная история, свидетельствующая, в лучшем случае, о больших или меньших способностях художника».
Когда выяснилось, что ручному труду невозможно конкурировать с техникой, художники отказались воспроизводить природу и ушли из мира реаль
ных вещей в свой сокровенный духовный мир, прислушиваясь к «арфическим вибрациям своей души». И тут случился скандал. Так как каждый из художников имел свою душу и хотел выражать именно свою душу, то в итоге этого ухода от реальной действительности в мир индивидуалистических психических переживаний явилось «семьдесят семь различных направлений» и каждое из этих семидесяти семи направлений считало себя единственным подлинным искусством.

Искусство в опасности.

В. Фриче.