Темы антирелигиозной пропаганды—темы более или менее общие. Если же мы возьмем деревню, борьбу с кулачеством, с самогоном, за новый быт и т. п., то там придется агитировать по отдельным случаям. И вырезки из журналов мало помогут работникам на местах. Там будет недостаточно нарисовать вообще кулака, деревню или самогонщика, там потребуется изобразить данную деревню, данного кулака, данного самогонщика. И здесь рабкор или сель
кор часто бессилен. В бесчисленных раб селькоровских руководствах о каррикатуре говорится, как о необходимейшем деле; от нее, мол, половина успеха, но как эту половину провести в жизнь—ни звука.
Количество стенгазет в Союзе мы можем считать тысячами, у каждой стенгазеты есть свой каррикатурист, и вернее несколько, и вот эта не одна тысяча армии селькоров, рабкоров, военкоров, юнкоров остается без какихлибо, хотя бы общих, но строго деловых указаний. Каррикатура не исследо
вана, законы, ее не выявлены, и какой-нибудь селькор долгие вечера думает, как лицо кулака сделать плачущим. Даже вот такие, в сущности, азбучные мелочи для профессионала часто неизвестны рядовым работникам стенгазет. Между тем каррикатуристы-профессионалы в своей каждодневной работе нашли не один прием, ускоряющий и облегчающий работы. Вот эти-то дости
жения должны стать общим достоянием, технику каррикатуры необходимо популяризировать.
Рабкор или селькор должны получить ответы на вопрос, как же рисовать в стенгазете. Конечно, это не сделает их талантами, Антоновскими и Черемныхами, но это сделает их вооруженными в их изо-работе; а в этом очередная задача раб-селькоровского движения.
Плакат Дени.
Все люди братья—люблю с них брать я.