сущий клад для культурно-музыкальной работы. Восприятие всякой более или менее крупной формы базируется на периодическом возвращении к по
стоянной „теме : в песне она целиком повторяется в „куплетной форме ,
в больших произведениях „сонатной формы периодически возвращается в различных разработках и противопоставлениях контрастирующих тем, что, конечно, очень сложно для невысоко организованного музыкального созна
ния, в вариационной же форме мы имеем как раз удобную середину между этими крайностями: бесконечное разнообразие возможностей гармонического, ритмического и вообще динамического характера не только не заслоняет
„темы , но и придает ей особую привлекательность каждый раз новой орнаментацией, новою гармонической и ритмической трактовкой. Еще при
мер: форма так называемого „канона , построенная на разновременном вступлении темы одновременно в различных „голосах : на этой форме, при большой технической легкости запоминания и исполнения, быстро развивается полифоническое чувство, — к той же цели приводит импровизация песенных подголосков (синтез с вариационной формой). А художественно-раз
витая танцевальная музыка, от которой в сущности пошел весь исторический „симфонизм ? Повторяем, форм можно найти более чем достаточно, и после
довательность их осознания совершенно ясна. Нужно лишь прибавить, что бодрый, четкий (что не равнозначно примитивно-квадратному) ритм является со всех точек зрения (и наипаче с эмоционально-выразительной) необходи
мым условием легкой проводимости музыкального творчества через препоны „консервативного сознания , ибо он облегчает восприятие сколь угодно сложных гармонико - контрапунктических форм.
Само собою разумеется, однако, чтр „сознание (в частности музыкальное — тоже) „определяется бытием , и мы не знаем иных путей „организации сознания , как пути организации самой жизни, быта.
Каковы же элементы и возможности организации музыкального быта?
Они, конечно, гораздо шире тех, которыми располагала дореволюционная эпоха: возможность государственного планирования и регулирования куль
турной жизни (и работы, следовательно) — одно из крупнейших завоеваний революции. Широко развернутая сеть рабочих клубов, периодические массовые празднества, радио-музыка, — всего этого не знала старо-режимная Рос
сия, — и все это входит в наш организационный план. Если прибавить сюда огромную пропускную способность современного „кино , являющегося, или во всяком случае долженствующего являться, также и проводником музы
кальной культуры, — и серьезное место, уделяемое этому искусству (особенно в ритмическом плане) общеобразовательной школой и физкультурными организациями, — то вот приблизительно все наиболее важные элементы, которые должны быть взяты на учет музыкальною современностью.
Здесь, однако, приходится весьма существенно оговориться: возможности у нас почти необъятные, с реальной же работой дело обстоит более чем скромно... Сущее и чаемое — в весьма несоразмерной пропорции.
Государственное регулирование... Рос (и Гос-)фил, Акопера... и обчелся... и здорово обчелся, если учел качество работы этих органов: об Акопере, консервирующей с грехом пополам „довоенные достижения , много уже писано - переписано; Росфил — накануне ликвидации в своем настоя