О СОВРЕМЕННОЙ МЕБЕЛИ1


СТИЛЬ ШЕСТИ звонков
ТО МАТЕРИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, КОТОРОЕ СОСТАВЛЯЕТ обстановку повседневного, главным образом домашнего, быта населения городских, и в первую очередь крупных, центров, носит яркую печать со
трясения и хаоса вещных форм, испытавших силу социального шквала. Ни дома, ни жилища, ни „вещи“, оставшиеся после „ухода хозяев в наследство пришедшим им на смену социальным группам, не только не оказа
лись пригодными для организации новой жизни, нового быта, но и встали в принципиальное противоречие с элементарно-разумным устроением жизненно
необходимых потребностей новых „хозяев . Мало того: хаос, вызванный сотрясением, отложился на всем новом быту своеобразным узором, всеми гримасами уродливого несоответствия, деформирующего пути культуры повседневного быта, повидимому, длительно и упорно. Приняв актив мате
риальной культуры прошлого, новое общество приняло на себя и гнет душных городов и тесных жилищ, сбивающих в кучу новых их обитателей. Приходится жить не только в тесных жилищах, но и в окружении тех вещей необходимой обстановки, которые образуют хаотический конгломерат облом
ков индивидуальных вкусов, следов изысканного размаха особняков, напора рыночной роскоши и мещанской фантазии, либо тусклой, откровенной нищеты. Эта мешанина форм, стилей и вкусов есть прихотливая смесь „бро
шенных старыми хозяевами вещей, износившихся за 9 лет революции, и косного творчества базара, потрафляющего разнообразным невзыскательным вкусам. Эта мешанина втиснута в тесные современные жилища, как будто наперекор не только социально-психологическим тенденциям эпохи, но соображениям элементарного удобства в условиях жилищного кризиса. Эта смесь, отмечен
ная яркой печатью тусклой аляповатости и вопиющей нецелесообразности,
особенно наглядно проявляется в основном оборудовании жилищ—в мебели. В обстановке жилья современной трудовой семьи, в этом хаосе стилей и анахронизмов есть угрожающие признаки своеобразного оседания, которое само утверждает стиль, надолго водворяя характерные черты нашего вещного окружения. Эти черты — черты бивуачного беспорядка, неудобства и ску
ченности — приобрели длительную устойчивость. Они становятся весьма типичными дополнениями того городского жилья, которое готово вычеканить свой стиль. Стиль этого жилья получил острый убедительный штрих и четкий символ в обязательной надписи у входа в городскую квартиру: „Зво
1 Снимки мебели, помещенные в текете этой статьи без подписей, взяты: из К у- старного Музея в Москве (страницы 55, 58, 59 и 60—нижний снимок) и Ленинградского Древтреста (страница 60 и снимок зала заседаний ЦИК СССР).