часть взята из плакатов Наркомзема, 2 песни — соч. Д. Бедного, 2 песни — С. Городецкого.
В сборник вошли следующие песни: 1) «Санитарная гармошка», 2) «Жалейка» (про электрификацию, Доброфлот и Доброхим), 3) «Песня о многополье», 4) «Сказка про дедку и его внука» (значение
улучшенной обработки), 5) «Песня про сортировку», 6) «Сказ про то, как коммуна делалась» («Коммунары» — соч. Д. Бедного), 7) «Ка
на в у ш к а» (С. Городецкого, антирелигиозная), 8) «П е с н я («Красные сени» — С. Городецкого — борьба с самогоном, кулачеством и невежеством) 9) «Ча
стушки о ветеринаре и агрономе», 10) «Частушки про лес»,
11) «Частушки семейные» (новый быт) и 12) «Частушки о газете(из стих. Д. Бедного «Мария Голошубова»).
Для этой цели Музсектор воспользовался крестьянскими песнями, собранными Ольгой Васильевной Ковалевой и с таким успехом исполняемыми ею на концертах и по радио. В ее репертуаре на ряду с песнями «старого быта» имелись уже песни и «нового быта», что как раз и соответствовало поставленной задаче.
О. В. Ковалева, прирожденная крестьянка, остававшаяся неграмотной и безвыездно жившая в деревне до 16 лет, является уроженкой деревни Любовки, Саратовской губ., одного, из наших захолустных местечек, от ко
торого ближайший город находится в 60 верстах. Песни исполнялись ею не по записи, а по памяти в том натуральном виде, как они поются ее одно
сельчанами. В настоящее время часть из них записана ею и издается Музсектором в виде сборника «Для деревни». В него входят 24 песни, при чем песен «нового быта»—11. Песни «нового быта» имеют старый музы
кальный материал, и только литературные тексты новые, которые постепенно, в процессе их исполнения складывались самою О. В. Ковалевой.
Выбор этих песен производился на основе проверки их среди массовой аудитории, у которой они имели неизменный большой успех. Кроме того, взяты песни, наиболее распространенные и любимые крестьянством, что об
легчает их проникновение в деревню. Многие из старых песен перестают петься только потому, что содержание их очень уж не соответствует современной жизни. Поскольку же старые любимые песни явятся с новым отвеча
ющим настоящему моменту содержанием, можно быть уверенным, что они будут приняты. Поэтому вопрос об их разучивании отпадает (поскольку ме
лодии известны), достаточно, если кто-нибудь, знающий ноты (таковые встречаются среди учителей на местах), один раз напоет, давая возможность вспомнить раньше известную песню.
* В сборник вошли следующие песни; 1) «Как по матушке России», 2) «Уж и был то я, братцы, побывал», 3) «Комсомольская», 4) Песня о селькоре,
5) Октябрянка (пионерская), 6) Колыбельная, 7) Старое и новое, 8) Калина, 9) Шандарба, 10) Частушки новобытные, 11) Антирелигиозная, 12) Любовная, 13) Волжская, 14) Город и деревня, 15) Хмелинушка, 16) Плясовая, 17) При
долине куст калины, 18) Не велят Маше, 19) Судьбинушка, 20) Ны будите меня молоду, 21) А дедушка, дедушка, 22) Лучинушка, 23) А-чу-чу (прибаутки) 24) На печке сижу (бытовая, юмористическая,) 25) Небылица.
Таким образом, издаются два музыкальных сборника, отвечающие интересам крестьянства. Конечно, сама жизнь покажет, насколько удачно сбор
ники подошли к разрешению тех задач, которые ставились перед ними. Не
нужно только забывать, что эта первая попытка более планомерно обслужить музыкой интересы деревни.