К собственно-научному фронту примыкают логически фронты: технический и педагогический. Ареной первого является все те же музнаучные Институты,—второй перебрасывается уже на другую «лестницу» Наркомпроса—в Музо Главпрофобра и подведомственную ему сеть консерва
торий и музыкальных школ всех ступеней. Строго говоря, до полной победы на первом фронте вряд ли можно мечтать о серьезных успехах на втором и третьем. Однако жизнь не ждет, и мы не можем соблюдать рядом с логи
ческим хронологический порядок наших атак, тем более, что фронт
школы—это фронт нашей смены и дать ей взрасти на «универмагии»— значит затормозить дело, отложить победу на целое поколение. Наиболее целесообразным тактически был бы такой шаг: молодая, подлинная музыкаль
ная наука должна добиться смычки со школой и в ее стенах создать цитадель борьбы на всех трех участках фронта. За это подымала уже голос сама молодежь в музыкальных журналах: почему, в самом деле, не последовать
университетскому обычаю,—не сочетать воедино на факультетах научную и педагогическую работу? Их раздельное существование (даже в терри
ториальном смысле)—гибельно для обоих. Консерватория вынуждена терпеть в своих стенах «халтурную» науку. ГИМН—в своих создает не менее халтурные «курсы»... кому и зачем это нужно?
Четвертый участок фронта — музыкальная работа в массах— самая насущная из социально-музыкальных проблем — развертывается уже в Главполитпросвете и по замыслу должна охватить всю территорию СССР. Поскольку научную и педагогическую проблемы мы выше квалифицировали,
как тыловые, постольку же здесь—подлинные передовые позиции нашего фронта. И опять-таки несмотря на то, что в «идеальном» музгосплане
эта работа хронологически самая отдаленная, ибо должна базироваться на уже реорганизованных.
Науке, технике и педагогике ясно, что откладывать ее в столь долгий ящик не позволит даже она сама, не только наше сознание ответственности за «смерти подобное» промедление.
И это чрезвычайно многосторонняя (многогранная, вернее) проблема: в нее входят—-т ерриториально: клубы рабочий, нацменьшинств, молодежи; завод, красноармейская казарма, улица, школа, семья, места общественных развлечений; предметно: муз. грамота, лекции, концерты, массовое пение, игры, муз.-лит. работа, муз-театральная работа, радио, шуморк, духорк., хор, народные инструменты, рояль и пр. и пр. Если по этим двум координатам (территориальной и предметной) построить сетку да плюс еще каждую по
лученную клетку раздвоить по 3-й координате «город—деревня», мы получим свыше 200 типов работы среди населения—свыше 100 миллионов человек! (не говоря уже о необ‘ятной территории Союза).
Мы не будем здесь останавливаться на работе среди «граждан полей и лесов» — крестьянства,—этому была посвящена особая статья («Историче
ская ответственность») в № 2 нашего журнала, по тем же причинам мы прошли мимо технического фронта, см. № 3 «Сов. Иск.»—«Новая эра музыки».
Однако нам все же не обойтись без пары попутных теплых слов по адресу муз. «этнографии», орудующей, главным образом, именно в крестьян
ской среде, руками все тех же псевдо-научных институтов. В этом плане творится
на наших глазах почти непоправимое зло: окраинные республики наводняются, «художественными обработками» их—музыкальных «примитивов»,—целый ряд «халтурных дел мастеров» с санкции Академии и ГИМН‘а вводят в опасней
шее заблуждение правительства малых республик, снабжая их культорганы от‘явленною дребеденью...
Остановимся здесь на городской общественно-музыкальной жизни.
В нее входят помимо, вышеперечисленных координатных клеток еще
и такие факторы, как профработа среди массы спец-музыкантов, музы