„...Мы строим пролетарскую культуру. Это совершенно верно. Но верно также и то, что пролетарская культура, социалистическая по своему содержанию, принимает различные формы и способы выражения у различных народов, втянутых в социалистическое строительство, в зависимости от различия языка, быта и т. д. Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме—такова та общечеловеческая культура, к которой идет социализм. Пролетарская культура не отменяет национальной культуры, а дает ей содержание. И наоборот, националь
ная культура не отменяет пролетарской культуры, а дает ей форму. Лозунг национальной культуры был лозунгом буржуазии, пока у власти стояла буржуазия, а консолидация наций происходила под эгидой буржуазных порядков. Лозунг нацио
нальной культуры стал лозунгом пролетарским, когда у власти стал пролетариат, а консолидация наций стала протекать под эгидой советской власти. Кто не понял этого принципиального различия двух различных обстановок, тот никогда не поймет ни ленинизма, ни существа национального вопроса с точки зрения лени
низма...“ (И. Сталин, О политических задачах Университета народов Востока. Из речи на собрании студентов КУТВ 18 мая 1925 г. „Вопросы ленинизма“, стр. 137, Партиздат, 1933 г.)
История украинского народа представляет собой непрестанную героическую борьбу за национальное освобождение, за свободу, за собственную культуру.
Эта героическая борьба украинского народа отчетливо видна и в искусстве Украины всех прошлых столетий.
В современном народном искусстве, в его ярких, красочных образах слышится торжествующая и радостная песнь победы,—победы Великой социалисти
ческой революции, принесшей украинскому народу расцвет национальной культуры и счастливую, свободную жизнь. В искусстве Украины, как в зеркале, отражается победа ленинско-сталинской национальной политики.