Жившие до революции в горе и нищете украинские крестьяне не могли украшать свои бедные хаты роскошными декоративными тканями. Но на простом, домотканном полотне с болыним мастерством и тонким художественным вкусом вышивали они прекрасные узоры, причудливым орнаментом расписывали стены своих хат снаружи и изнутри, вышивали и ткали декоративные „рушники“, красоч
ными рисунками украшали глиняную посуду. Тонкая искусная вышивка и цветистые ткани всегда были неотъемлемой частью украинского национального костюма.
Украинское народное искусство имеет болыную историю. Чрезвычайно колоритное и разнообразное, это искусство широко популярно и за пределами Украины. Его художественный язык глубоко выразителен и обнаруживает огромную любовь к природе, жизнерадостность и целеустремленность его творцов.
Украина издавна славилась своими художественными бытовыми изделиями. Богатая и яркая украинская природа — необозримые южные степи, леса, цветущие луга, живописные овраги, полноводные реки — вся красочность украинских просторов служила неисчерпаемым источником народного художественного творчества, подсказывала огромное количество мотивов для творческой фантазии народных художников, питала разнообразнейшую орнаментацию бытовых изделий.
Богатый край давал свое сырье для всевозможных отраслей бытового искусства: шерсть, лен и конопля употреблялись для ковров, тканей и вышивки; огромные залежи многоцветных глин служили прекрасным сырьем для художест
венной керамики; лоза и солома являлись материалом для плетения; яркие цветы и растения давали отличные краски всех тонов и оттенков.
Для украшения своего быта безымённые народные художники, выросшие в украинских селах, создали целую сокровищницу оригинальных орнаментов. Орнамент передавался от поколения к поколению, и в каждой области, в каждом районе и даже в отдельных селах Украины утвердились свои традиционные украшения, характерные для данной местности.
Украинские, польские, русские помещики, державшие Украину под крепостным ярмом и эксплоатировавшие богатства украинского народа, прибирали к рукам и неоценимые сокровища украинского народного искусства. Они превращали народ
ное мастерство прежде всего в источник наживы. В каждом, даже мелком имении создавались ковровые, ткацкие, вышивальные мастерские, в которых работали искусные мастера — крепостные. Большие мастерские носили зачастую промысловый характер. Крепостные мастера покупались и продавались как скот, как вещи.