В 1788 году волынская помещица Мария Голштанская владела, например, группой крепостных, среди которых были: „Юрко—коверник, невольник; Федор — коверник, невольник, которых-де мне пани Миколаева Волчковая приказала...“
Крепостные таланты жестоко эксплоатировались в помещичьих мастерских. В 1803 году подмастерье-ковровщик за целый год тщательнейшего кропот
ливого художественного труда получал три рубля и 3 3/4 копейки. Известно также, что в 1834 году подмастерье-гончар обязан был в год сделать 10 400 кафель и 15 600 горшков. Ткач должен был ежегодно сдавать определенное количество своих изделий, неся в то же время и все тяготы сельскохозяйственной барщины. Кре
постная девушка, желавшая выйти замуж, обязана была сдать помещику 150 мер (по 171/2 вершков каждая) холста.
Помещики губили народное творчество не только жестокой эксплоатацией, но и тем, что они пытались привить народу абсолютно чуждые ему вкусы. Но дома, для себя, мастер создавал предметы обихода и украшал их своим, тради
ционным орнаментом. Особенно заметно различие национального и заимствованного стиля в украинских коврах, которые в соответствии с композицией и трактовкой цветочного орнамента явно делились на ковры „панские“ и „селянские“.
После „реформы“ 1861 года безземельные украинские крестьяне вынуждены были за бесценок продавать свое мастерство тем же помещикам, которым они, эти крестьяне, прежде принадлежали. В 1895 году опытная ткачиха в Александрий
ском уезде изготовляла ежегодно 20 ковров и зарабатывала лишь 40 рублей в год. В мастерских эксплоатировали и детей, ученицы работали бесплатно.
В местностях, где народное искусство было наиболее распространено, создавались художественные промыслы. Так возникли на Украине наиболее интерес
ные очаги народного творчества — Решетиловка и Дегтяри, славящиеся своими
коврами, тканями и вышивками; Клембовка, знаменитая своими тонкими вышивками—„низью“; Опошня и Бубновка, прославившиеся своими художественными гончарными изделиями, и многие другие села.
Губернские земства, в руках которых находились эти промысла в конце прошлого и в начале этого столетия, окончательно погубили украинское народное творчество, ибо в основе деятельности земства лежала система жестокой эксплоатации и безоговорочное навязывание пошлых рыночных образцов. Под видом помощи кустарям земство фактически преследовало исключительно коммерческие цели. Борясь якобы за повышение художественного качества изделий и возрождение