„национального стиля“, земства, во главе которых стояли националистически настроенные буржуазные либералы, под национальным народным искусством пони
мали аристократическое искусство XVII—XVIII веков и усиленно насаждали так называемое „украинское барокко“.
Только Великая социалистическая революция и единое действие пролетариев великорусских и украинских, под руководством большевистской партии сверг
нувших иго помещиков и капиталистов, обеспечили пышный расцвет народного искусства. Только после революции открылись широкие просторы для творчества народных мастеров социалистической Украины.
Украинские ковры, яркие и цветистые, украшенные разнообразным орнаментом, известны далеко за пределами нашей страны.
Ковры пришли на Украину с Востока. Из Ирана они привозились с пышным цветочным орнаментом. Эти образцы оседали в центральной Украине. Через Балканы проникали малоазиатские ковры, украшенные строгим геометрическим рисунком,—
они привились на Подолии. Иранский и малоазиатский ковровые орнаменты, по-своему интерпретируемые украинскими крестьянками, определили основные черты рисунка украинских ковров: пышного цветочного — на Полтавщине и Киевщине, геометрического или растительного геометризированного — на Подолии.
Восточное влияние особенно ярко выражено в коврах центральной Украины, в частности в Харьковской области. Иранский цветочный орнамент здесь тракто
вался по-своему. Глубокое ощущение природы подсказывало украинским крестьянкамхудожницам, создававшим ковровый орнамент, стремление показать цветы и плоды на ковре как можно реальнее. Отсюда — своеобразная манера передачи изображе
ний цветов и плодов сверху — в развернутом на плоскости виде, или изнутри — как бы в разрезе. В Винницкой области наиболее распространен геометрический орнамент, представляющий собой или простой набор геометрических фигур — квадратов, тре
угольников, ромбов, — или геометризированную передачу цветов, растений или даже людей и животных.
Вытканные из овечьей шерсти, окрашенной растительными красками, украинские ковры поражают прежде всего исключительной гармонией колорита. Добывание растительных красителей и крашение ими шерсти представляют собой совершенно особую и очень интересную область украинского народного твор