чества. Из корней листьев и цветов всевозможных растений добывают украинские крестьянки свои замечательные краски. Из листьев подсолнуха добывается светлозеленая краска, из лепестков этого же растения получают яркожелтую,
червец и кошениль дают красную, а ягоды шелковицы и весьма распространенный на Украине весенний лесной цветок „сон“ дают лиловую краску. Ежегодно во
время цветения украинские крестьянки выходят в лес и на поля собирать цветы, являющиеся чудесным источником красок. Растительные краски придают коврам осо
бую прелесть. Они мягки и глубоки по тону. После первого периода легкого выцветания, придающего краскам еще большую легкость и утонченность, ковры как бы приобретают своеобразную патину, после чего на них не влияет ни погода, ни время.
Издавна славятся на Украине своими коврами Диканька, Сорочинцы, Решетиловка, Дегтяри, которые сейчас являются основными центрами ковроделия на Украине. Кроме гладких ковров—„килимов“—на Украине известны также ворсовые ковры — „коцы“. Очень распространенные некогда на Украине, они выродились
в середине прошлого столетия, и только сейчас украинские колхозницы-ковровщицы возрождают эту сложную и забытую технику.
На простом „переборном“ станке, перебирая цветистой ниткой льняную или конопляную основу, украинские ткачихи создают ткань, украшенную замысловатым геометризированным орнаментом. Счет перебираемых ткачихой ниток рождает этот геометрический рисунок. Так возникает знаменитая украинская переборная ткань—„плахта“,—радующая глаз своими оригинальными узорами.
На „переборном“ станке украинские ткачихи ткут свои плахты. Плахта— часть женского костюма, заменяющая юбку. Это — шерстяная ткань, в которой нити, переплетаясь, образуют своеобразный орнамент в виде квадратов и прямо
угольников со вписанным внутрь орнаментом. Плахты большею частью ярки, квадраты на них расположены всегда в строгом порядке, образуя также закончен
ный своеобразный рисунок. Для каждой области Украины характерна своя плахта. Они отличаются размером квадратов, орнаментом и расцветкой, излюбленными в данной местности.
Плахтовый орнамент продолжает существовать и совершенствоваться,
ибо современные украинские ткачихи искусно переносят его на новые бытовые