В эпоху Петра I, Екатерины Великой, Александра, Петербург— гордая столица молодой, полной сил империи, город величаво про
стой, отмеченной изяществом вкуса своих строителей, глубоко трогал и волновал своих современников; они преклонялись пред ним, они его любили и ценили. Вспомним только стихи Сумаро
кова, Державина, кн. Вяземского, Батюшкова, особенно Пушкина, так прекрасно выразившего свое отношение к нему в следующих строках:
„Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный...
А. Пушкин.
В 40-х годах прошлого столетия вокруг Петербурга разгорается спор и борьба между западниками и славянофилами. Одни его превозносят, другие все в нем отрицают. Но, в сущности, для обеих борющихся групп сам по себе город оставался лишь одним символом, одной лишь абстракцией. Его душу не знали как одни, так и другие. В это время развития полицейско-бюрократического режима Петербург становится все более и более казенным, холодным, от него веет военщиной и ничем не прикрытым деспо
тизмом и произволом. Все шире и глубже увеличивается пропасть между Северной Пальмирой и всей мыслящей и чувствующей Россией. Ее перестают любить, она становится чужой, не
привлекательной столицей, оторванной от всей остальной России.


И чем резче и острее намечался раскол между обществом— Россией и правительством, тем больше чуждались его, т. к. он невольно служил как бы символом этой власти. От прежней любви к Петербургу не осталось и следа. Его больше не ценили и почти что презирали.


Но вот наступает XX столетие. В журнале «Мiръ Искусствапоявляется в 1902 году знаменательная статья Александра Бенуа, в которой он доказывает всю мощь и величие Петербурга. Вслед за ним Игорь Грабарь в своем труде «Исторiя Русскаго Искусства» создает историю его архитектуры. Г. К. Лукомский изучает и описывает «интимные, заброшенные уголки» старого города и критически подходит к создающемуся новому строи
тельству. В. Я. Курбатов, исследователь архитектурных красот Петербурга, выпускает путеводитель по столь любимому им городу.