Понемногу рассеивается туман злобы и недоверия к Петербургу. Опять им все начинают восхищаться и любить его. Он опять становится городом близким и дорогим:
ком является труд Богдано
ва, изданный Василием Рубаном в 1779 г. под названием «Историческое, геогра
фическое и топографическое описанiе Санктъ - Петербурга отъ
начала заведенiя его с 1703
по 1751 г.». За
тем следуют труды Георги, Реймерса, Свиньина, Башуцкого, Пушкарева и, нако

ИЗ КНИГ

Б. А. КЛЕЙНМАНА
В. К. Изенберг. Кн. зн. Б. А. Клейнмана.
нец, Михневича, Петрова, П. Столпянского, В. Курбатова, А. Бенуа, И. Граба
ря, Г. Лукомского и многих других; так лично мне из
вестно свыше 1000 изданий,
более чем 600 авторов.
Еще обширнее и значительнее русская иконография Петербурга. Доста
точно вспомнить: альбо
мы, изданные Плюшаром, отдельные листы и целые сюиты, вышедшие из литографий Беггрова, Гельмерсена, Главного Штаба Поощрения Художеств;—назвать имена граверов и литографов: Махаева, Зубова, Колпакова, Шелковникова, Томона, Монферрана, Гваренги, Ухтомского, Галактионова, наших современников Рундальцева, Фомина, Фалилеева, Шиллинговского и Остроу
мову - Лебедеву; художников: Щедрина, Петерсона, Орловского, Садовникова, Беггрова, Боголюбова, Шарлеманя, Лагорио, Лансере, А. Бенуа, Серова, Добужинского, Лукомского и Оля.
Но не только на гравюрах, литографиях и картинах мы находим изображение Петербурга; встречается оно на веерах, табакерках, медалях, имеется и на фарфоре. Вспомним только
„Ей стали нравиться громады, Уснувшие в ночной тиши, И в окнах тихие лампады
Слились с мечтой ее души“.
А. Блок.
Отмеченное выше отношение русского общества к Петербургу породило доволЬно обширную литературу, специально посвященную его внешнему и историческому облику. Ее родоначальни