эти очаровательные и часто такие наивные по своей композиции чашки, тарелки и вазы заводов Гарднера, Батенина, Кузнецова, наконец, превосходные изделия Императорского Фарфорового Завода и нынешнего Государственного.
Несравненно беднее представлен Ленинград в книжных знаках. Почти десять лет собираю я их, и за этот срок много прошло через мои руки, со многими собраниями мне удалось познако
миться, много просмотрено мною специальной литературы; и из всей этой массы мне удалось отметить с элементами Ленин
града лишь 38 кн. знаков, в числе которых 3 проекта, причем все они, за исключением одного — гр. П. А. Клейнмихеля, созданы в начале XX столетия.
Если присмотреться ближе к этому довольно скудному матерьялу и постараться опре
делить, какие эпохи Петербурга отразились в изобра
жениях на из
вестных нам книжных зна
ках, то нас ждет большое разочарова
ние. Всего
лишь четыре представлены здесь и то очень неполно и приблизительно.
I. Екатери
нинская — в книжных знаках:
1. И. И. Бернштейна.
2. Библиотеки Петровско
го Училища Петроградского Купеческого Общества.
3. С. Н. Казнакова.
II. Александровская — в книжном знаке:
1. В. А. Таубера.
III. Николаевская—в книжных знаках:
1. Библиотеки Государ
ственных Ака
Д. И. Митрохин.
Кн. зн. А. К. Соколовского. демических Театров (два варианта),
2. Гр. П. А. Клейнмихеля,
3. В. Ф. Фреймана.
4. А. К. Соколовского и, наконец,
IV эпоха—Петербург накануне революции; к ней относятся остальные 29 книжных знаков.
Эпоха Петровская со всем суровым величием ее строительства и гигантским сверхчеловеческим усилием по созданию Санкт- Петербурга, пышная и изнеженная Елизаветинская, суровая военноказарменная Павловская, беспринципно-упадочная 2-ой половины