I. Особенность темы.


Тема о плакате не есть тема «чистого» искусства.
Со старым арсеналом искусствоведнических препаратов эту тему не обработаешь. Для нее не годятся не только старые приемы психологической эстетики, но и обновленная теория «формального» метода. Говоря о плакате, надо забыть, что речь идет о каком-то виде «чистого» искусства в обычном понима
нии этого слова, и приступить к обработке темы по-особому от начала и до конца.
Искусство живописи и мастерство плаката не совпадают между собой вследствие различия их социальной роли. А отсюда различные технические приемы обработки однородного, по существу, материала и однород
ными орудиями производства. Говоря искусствоведническим языком: отсюда вытекает их различная «форма».


II. Плакат-орудие.


Плакат это не только продукт общественного потребления. Это прежде всего
ОРУДИЕ МАССОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Станковая картина есть вещь. Она имеет, разумеется, тоже своеобразное воздействие и является также продуктом потре
бления. Но незачем играть словами. Картина приобретает известную социальную значимость именно, как вещь. А пла
кат действует, как орудие, как средство достижения цели, поставленной вне его формальной стороны.


В плакате нет ни одного самодовлеющего момента. Плакат это—«сгущенная», конденсированная


ЭНЕРГИЯ,
заряд, посылаемый в толщу народной массы, цель которого своим разры