ствующихъ свои сюжеты изъ исторіи Польши, или - же современныхъ бытовыхъ, — немного: большинство посвящено общимъ темамъ. Мы не видимъ также признаковъ обособленной школы, а, напротивъ, встрѣчаемся съ рѣдкимъ разно
образіемъ въ отношеніи творчества и техники *). Тѣмъ не менѣе выставка пользуется крупнымъ успѣхомъ и производитъ полное впечатлѣніе.
Новостью для насъ являются, впрочемъ, немногочисленные представители современнаго декаданса, дающіе публикѣ возможность воочію убѣдиться, что весь секретъ и психологія декадентскаго творчества заключаются въ попыткахъ вызвать у зрителя какое-то дополнитель
ное ощущеніе, которое не можетъ быть получено при обыкновенной передачѣ художествен
ной темы, а потому заставляютъ обращаться къ нелогическимъ сопоставленіямъ, въ менѣе-же рельефныхъ случаяхъ къ злоупотребленію колоритомъ для достиженія странныхъ эффектовъ.
Какъ на исключеніе, укажемъ на картину художника Стабровскаго «Принцесса Счастья»,-
эту изящную фантазію, безплотную мечту! Допущенныя въ ней нелогичныя сопостав
ленія: цвѣты, растущіе на снѣгу, бьющіе зимой фонтаны... не смущаютъ и не шоки
руютъ зрителя, такъ какъ, по самому сюжету, это произведеніе всецѣло относится къ деко
ративной живописи, преслѣдующей только красоту, а у красоты своя логика, и вопросъ о реальной возможности тутъ часто неумѣстенъ.
Харьковскій городской художественно-промышленный музей—единственное у насъ уч
режденіе, въ лицѣ котораго общество заявляетъ о своемъ вниманіи къ искусству. Размѣръ музея и цѣнность собранной въ немъ коллекціи не мо
гутъ, однако, служить точнымъ мѣриломъ этого вниманія, уже потому, что все дѣло зависитъ отъ средствъ. Достаточно того, что въ городѣ есть учрежденіе, посвященное искусству, и что оно поддерживается обществомъ... Кто знаетъ
нашу провинцію, тотъ согласится, конечно, что самое существованіе Городского музея есть уже успѣхъ. Благодаря совмѣстному по
мѣщенію съ школой рисованія и живописи, собраніе картинъ музея пріобрѣтаетъ особен
ное значеніе, т. к. даетъ возможность учащимся въ школѣ пользоваться образцами современ
ной живописи, а это чрезвычайно важно, дѣйствуя освѣжающе и поучая, какъ должно пользоваться техникой. Въ галлереѣ картинъ имѣются произведенія: Бакаловича, Боткина, Венига, Верещагина, Клевера, Клодта, Ко
валевскаго, Лагоріо, Орловскаго, Свѣдомскаго, Шишкина, Якоби и другихъ, съ не менѣе из
вѣстными именами. Поучительность изученія разныхъ мастеровъ, конечно, внѣ сомнѣнія. Въ музеѣ, кромѣ художественнаго, имѣются: этно
графическій, археологическій и промышленный отдѣлы. По мѣрѣ возможности, художествен
ный отдѣлъ пополняется покупками картинъ, главнымъ образомъ съ передвижныхъ выста
вокъ («Покинутая» Мясоѣдова, «Прохладный уголокъ» Киселева, «Тихій Вечеръ» Дубовскаго и другія); кромѣ того, иногда посту
паютъ и пожертвованія: такъ въ прошломъ году художникъ Алисовъ подарилъ музею двѣ свои большія картины, художникъ Пынѣевъ—жанровую картину «Милостыня».
Въ истекшемъ году число посѣтителей музея было 2,979; занималось копированіемъ картинъ—23.
Собираясь сказать нѣсколько словъ о существующемъ у насъ учрежденіи, носящемъ скромное имя—малярно-декоративной школы Харь
ковскаго Общества распространенія въ народѣ грамотности, мы должны предпослать имъ нѣкоторыя соображенія, которыми бы объясня
лось наше серьезное отношеніе къ школамъ художественно-промышленнаго типа вообще.
Внѣ всякаго сомнѣнія, искусство съ каждымъ годомъ упорно отвоевываетъ себѣ право дѣятельнаго участія въ жизни культурныхъ обществъ, но тотъ туманъ, которымъ окружи
ли понятіе объ искусствѣ трактовавшіе о немъ мыслители-поэты, до сихъ поръ не позволяетъ вполнѣ изучить полезныхъ его свойствъ. Вотъ почему, наблюдая дѣйствительность, мы были бы рады замѣтить, что искусство, эта безплотная, призрачная красавица, порой не гну
шается снизойти къ намъ, къ нашимъ нуждамъ, страстямъ и волненіямъ, и протянуть руку помощи труждающемуся и страждущему человѣчеству. Къ сожалѣнію, въ наше время наблюдать такія сближенія приходится не часто: жизнь и искусство идутъ каждый своей
дорогой, какъ незнакомые путники. Иногда промелькнетъ у кого-нибудь счастливая мысль освѣтить тяжелый трудъ человѣка свѣтомъ искусства, явится даже проектъ, объ немъ по
*) Это станетъ отчасти понятнымъ, если посмотрѣть по каталогу, какъ разбрелись по всѣмъ концамъ Европы экспонирующіе на выставкѣ художники.