школы заслуживаетъ полнаго вниманія. Малярно-декоративная школа основана 1-го декабря 1898 г. на небольшія средства, завѣщанныя полковникомъ Бородаевскимъ. Кромѣ ремеслъ, въ ней преподаются: рисованіе, черненіе, гео
метрія, ариѳметика, русскій языкъ и законъ Божій. Въ школѣ обучается въ настоящее время 20 малолѣтнихъ учениковъ; изъ нихъ старшему 16 лѣтъ. Для того, чтобы по достоинству судить объ успѣхахъ школьнаго преподаванія, надо помнить, что всѣ ученики происходятъ изъ неинтеллигентныхъ семей и поступаютъ безъ всякой научной подготовки.
Результатъ дѣятельности школы лучше всего выражался,—бывшей на Святой, выставкой ученическихъ работъ. Выставка давала полную картину системы, принятой въ школѣ для обученія рисованію и живописи, а равно и послѣдовательнаго развитія каждаго изъ учени
ковъ. Рисованіе несложныхъ орнаментовъ и ихъ расцвѣчиваніе постепенно осложняются новыми задачами вплоть до рисованія углемъ съ гип
совыхъ головъ и художественнаго исполненія декоративныхъ панно *). На выставкѣ имѣлись рисунки, живопись и чертежи учениковъ, про
бывшихъ въ школѣ разные сроки, отъ 3-хъ мѣсяцевъ до 3-хъ лѣтъ. Наиболѣе выдающи
мися работами являлись: художественное панно, исполненное ученикомъ старшаго класса клеевыми красками, нѣсколько превосходныхъ рисунковъ углемъ съ гипсовыхъ головъ, акварельныя композиціи для обложекъ художе
ственныхъ изданій, декоративная живопись для филенокъ и плафонъ, украшающій потолокъ зала, гдѣ помѣщалась выставка, сработанный учениками школы въ товарищескомъ
*) Въ основаніе обученія, сообразно съ предстоящей дѣятельностью учащихся, вполнѣ раціонально принято тщательное изученіе орнаментовъ, вначалѣ плоскихъ, затѣмъ выпуклыхъ, и ихъ изображеніе углемъ, клее
выми, акварельными и масляными красками. Въ этомъ отношеніи, требованія доводятся до умѣнья самостоятельно сочинять стильный или свободный орнаментъ.


ПО РОССІИ.


(Мѣстныя свѣдѣнія).
ВАРШАВА.
Въ Салонѣ Крывульта открыта выставка офортовъ, принадлежащихъ рѣзцу современныхъ французскихъ художниковъ.
— Въ помѣщеніи музея здѣшняго Общества изящныхъ искусствъ открыта выставка кон
курсныхъ проектовъ зданій будущаго католическаго храма во имя Спасителя; на конкурсъ прислано 35 проектовъ, въ томъ числѣ нѣсколько изъ-за границы.
— То-же Общество приступило къ устройству выставки картинъ мѣстныхъ живописцевъ
сотрудничествѣ. Чертежныя работы выполнены были превосходно, съ большимъ знаніемъ и тщательностью.
Надо удивляться, какъ успѣли преподаватели школы добиться блестящихъ результатовъ, которымъ не побрезгала бы иная сред
няя художественная школа, имѣя дѣло съ совершенно неподготовленными, неразвитыми учениками, при скудныхъ средствахъ и не
достаткѣ учебныхъ пособій и матеріаловъ. Это свидѣтельствуетъ объ опытности ближайшихъ руководителей и ихъ любовномъ отношеніи къ дѣлу: не жалѣя трудовъ, они внимательно
слѣдятъ за успѣхами каждаго изъ учениковъ и, встрѣчая способности, руководятъ дальнѣй
шимъ ихъ развитіемъ, не стѣсняясь рамками, которыя ставитъ программа.
Благодаря этому, въ настоящее время выдвинулось нѣсколько мальчиковъ, далеко переросшихъ знаніемъ и способностями первоначальное свое назначеніе быть учеными ремес
ленниками; администрація школы съ своей
стороны предполагаетъ помочь имъ выйти на художественную дорогу. Занятія въ школѣ
производятся круглый годъ за исключеніемъ одного каникулярнаго мѣсяца; лѣтнее время посвящается практическимъ работамъ по ис
полненію заказовъ, въ которыхъ не бываетъ недостатка. Заработанныя деньги составляютъ собственность работавшихъ учениковъ и будутъ выданы имъ по окончаніи курса.
Дальнѣйшее развитіе школы находится въ зависимости отъ денежныхъ средствъ, которыя
необходимы для расширенія слишкомъ тѣснаго помѣщенія, устройства верхняго свѣта и заведенія предметовъ и матеріаловъ для лѣпки. По
печительный Совѣтъ, стоящій во главѣ школы, обратился къ правительству съ просьбой о на
значеніи субсидіи. Мы отъ души желаемъ, чтобы школѣ была оказана просимая помощь, т. к. она служитъ дѣлу новому, живому, заслуживающему вниманія и подражанія.
М. Павловскій.