говорятъ въ печати,—но тотчасъ замолкнутъ, не найдя подходящихъ формъ для его осуществленія въ дѣйствительности.
Именно такъ случилось съ полезной мыслью, зародивщейся въ прошломъ году на первомъ Всероссійскомъ съѣздѣ ремесленниковъ въ Москвѣ,—о необходимости развитія художественно-промышленныхъ школъ для возстанов
ленія равновѣсія въ борьбѣ ремесленниковъ съ фабрикантами; печать основательно изучила этотъ вопросъ, поддержала раціональность пред
лагаемой мѣры,—затѣмъ проектъ этотъ былъ сданъ «въ архивъ на храненіе. Не то не повѣ
рили теоретическимъ соображеніямъ, не то сочли осуществленіе ихъ преждевременнымъ, но дѣло остановилось, а между тѣмъ реформы казались такъ неотложно необходимы. Съѣздъ выяснилъ, что бытъ нашихъ ремесленниковъ страдаетъ многими болѣзнями; изъ нихъ особенно тяжелы—экономическая необезпечен
ность ремесленника, его нравственная огрубѣлость, какъ слѣдствіе безпросвѣтной борьбы за существованіе, и невозможное положеніе малолѣтнихъ ремесленныхъ учениковъ.
Мы постараемся указать на то полезное, что могло бы быть достигнуто для излѣченія этихъ язвъ ремесленнаго быта, если бы счастливой мысли суждено было воплотиться, если бы нашъ ремесленникъ пріобщился искусству.
Съ развитіемъ промышленности, вооруженной могучими машинами, изъ рукъ ремеслен
ника была вырвана работа, въ которую онъ вкладывалъ съ любовью все свое умѣнье, всю свою изобрѣтательность; роль его въ большин
ствѣ производствъ умалилась до выдѣлки лишь нѣкоторыхъ частей цѣлаго издѣлія, при этомъ тѣхъ, при изготовленіи которыхъ ручная работа можетъ соперничать по быстротѣ съ ма
шиной. Для такой работы требуются первымъ долгомъ громадное терпѣніе и усидчивость, а затѣмъ привычка къ однообразнымъ чисто-механическимъ пріемамъ.
Такимъ образомъ, отъ труда ремесленника теперь отнято всякое творчество и, слѣдовательно, всякая привлекательность; работа сдѣлалась для него нравственнымъ бременемъ, порождающимъ неисчезающее досадливое, скорбное чувство. Немудрено, что, утомленный фи
зически и нравственно тупою механическою работой, ремесленникъ грубѣетъ, ищетъ за
быться виномъ, заявляетъ о своей задавленной личности безобразными поступками,—что тутъ удивительнаго?
Для того, чтобы видѣть его инымъ,—надо создать для него новыя условія, и первымъ долгомъ снова сдѣлать его трудъ привлека
тельнымъ, вернуть работника къ творчеству, по сколько это возможно въ ремеслахъ. Знакомство съ элементами искусства, приложимаго къ ремеслу, разрѣшитъ эту задачу и вы
ведетъ ремесленника изъ заколдованнаго круга, въ которомъ онъ вертится въ безсильной борьбѣ
съ фабричнымъ производствомъ. Мы думаемъ, что если бы на нашихъ рынкахъ явились промышленныя издѣлія, отмѣченныя изяществомъ,—они безъ труда нашли бы сбытъ, и де
шевизна фабричныхъ издѣлій привлекала бы только бѣднѣйшую часть потребителей; ремесленникъ снова почувствовалъ бы подъ со
бой почву и поднялся-бы въ цѣнѣ; въ ремесленныхъ цехахъ явилось бы соперничество въ ис
кусствѣ, основанное на любви къ своему дѣлу, на стремленіи къ совершенствованію и худо
жественной изобрѣтательности,—это осмыслило-бы, очеловѣчило-бы трудъ ремесленника и вернуло-бы ему духовное равновѣсіе.
Обращаясь къ вопросу о тяжеломъ положеніи ремесленныхъ учениковъ, намъ не хо
чется вспоминать, какъ непріязненно былъ встрѣченъ на Съѣздѣ голосъ заступничества за этихъ малолѣтнихъ тружениковъ,—дикость и косность создали эту опозицію! Вернемся скорѣе къ всегда прогрессивному искусству.
Есть прекрасная картина нашего талантливаго художника В. Е. Маковскаго: «На побывку къ сыну». Въ грязныхъ, вонючихъ сѣняхъ сапожной мастерской происходитъ свиданіе матери - крестьянки съ мальчикомъ сы
номъ, отданнымъ въ ученьѣ сапожнику. Мать пріѣхала издалека, чтобы повидать своего бѣд
наго Ваньку, купить ему грошевый гостинецъ, потужить и поплакать надъ его горькой долей. Худой, блѣдный, вѣчно голодный и обор
ванный Ванька радъ, что на минуту оторвался отъ нескончаемой работы надъ колодками; онъ жадно жуетъ принесенный ему калачъ, однако болѣзненное, истомленное лицо его со
храняетъ грустное, пришибленное выраженіе, которое застыло на немъ съ тѣхъ поръ, какъ онъ попалъ въ выучку. Въ его серьезныхъ, пе
чальныхъ глазахъ, кажется, можно прочесть, сколько побоевъ, оскорбленій пришлось пре
терпѣть бѣднягѣ отъ вѣчно пьянаго буяна-хозяина и отъ озлобленныхъ, зубоскалящихъ мастеровыхъ въ смрадной, зараженной сквернословіемъ сапожной мастерской въ безконечные