порции с тем, чтобы промышленники были заинтересованы в создании новых картин. Картины пропагандистского и воспитательного характера да
вать на проверку старым марксистам. Специально обратить внимание на организацию кино-театров в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна.
(Г. Болтянский. „Ленин и кино . Гиз., М.— Л., 1926 г, стр. 13—14).

из беседы В. И. Ленина с А. Луначарским

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Народный Комиссар по Просвещению.
9/1 1925 г. № 190, Москва, Сретенский б., 6, кв. 4, телеф 40-61. Тов. Болтянскому.
В ответ на ваш запрос сообщаю вам, что большая беседа мои с Ильичем о кино была вызвана острым интересом его к киноделу, который и сказался в его известном письме к тов. Литкенсу, написанном им в январе. Приблизительно в середине февраля, а может быть, и к концу его, Владимир Ильич предложил мне зайти к нему для разговора. Насколько помню, разговор касался нескольких текущих вопросов жизни Наркомпроса. Спраши
вал он меня и о том, что сделано в исполнение его бумаги, посланной Литкенсу. В ответ я изложил довольно подробно все, что знал о состоянии кино в Советской республике и об огромных трудностях, какие встречает раз
витие этого дела. Я в особенности указывал на отсутствие средств у Наркомпроса для широкой постановки кинопроизводства, а также на отсут
ствие руководителей этого дела или, вернее сказать, руководителей-коммунистов, на которых можно было бы вполне положиться. В ответ на это Владимир Ильич сказал мне, что постарается сделать что-нибудь дли увеличения средств Фото-киноотдела, но что у него есть внутреннее убеждение в большой доходности этого дела, если оно только будет правильно поставлено. Он еще раз подчеркнул необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными. К не
счастью, это еще и до сих пор слабо поставлено. Владимир Ильич сказал мне, что производство новых фильм, проникнутых коммунистическими иде
ями, отражающими советскую действительность, надо начинать с хроники, что, по его мнению, время производства таких фильм, может быть, еще не пришло: «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и про
светительные картины, то неважно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнрав
ственные не должны иметь место». К этому Владимир Ильич прибавил: «По мере того, как вы встанете на ноги благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известную ссуду на это дело, вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще
более того в деревне». Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». На этом, помнится, наша беседа прекратилась.

Что касается частных предписаний Владимира Ильича — снять ленту по торфу и т. п., то это немедленно проводилось в жизнь.

Нарком по просвещению А. Луначарский
(Печатается по подлиннику воспоминаний А. Луначарского, предоставленному Г. Болтянским. Впервые напечатано в его книге „Ленин и кино . М., 1925 г., стр. 18—19).
Подготовил к печати В. Вишневский.