творческие кадры советского кино


Одним из ленинградских врачей-психотерапевтов составлена любопытная таблица неполноценных профессий. Это о работе, которая не дает удовлетворения, не позволяет реализовать способностей. В этой таблице значится и профессия киносценариста.
Я работаю в кинематографии около восьми лет. По моим сценариям поставлено десять картин. Некоторые из них пользова
лись успехом. Но я согласен с таблицей психотерапевта.
Это вместо вступления к статье.
Чрезвычайно трудно заниматься автобиографией. Боишься напутать. Нехватает до
стоверного материала. Воспоминаниям не противопоставлены мнения. У меня нет оценки. А я не могу жаловаться—обо мне пи
сали, может быть, больше, чем о ком-либо из людей моей профессии. Писали, правда, по стороннему поводу. Журнал «Кино и жизнь», а потом и «Киногазета» достаточно подробно обсуждали мои поступки по линии кинематографической теории.
Но это побочная и мало достоверная путаница. Как сценариста меня не обсуждали. Впрочем, об этом может сказать каждый из нас, кроме, пожалуй, Зархи, о ко
тором вспомнили потому, что был юбилей Горького и... Ржешевского, причем последний столько шумел сам, что было невозможно его не заметить.
Я не могу прокорректировать своих высказываний чужими. Мне нет нужды (быть подписчикам «бюро вырезок».


Это второе вступление к статье.


Я начал работать в кинематографии по случайному поводу. Был болен, принужден был прожить год в Ростове-на-Дону. И там вместе с М. В. Большинцовым (тогда режиссером и организатором первого в Союзе комсомольского театра) и его театраль
ной группой мы буквально своими руками сделали примитивную кинофабрику, пере
строив летний кафешантан в ателье и вся
кими неправдами добившись передачи нам местной кинолаборатории. По линии технического оборудования у нас был сломан
ный аппарат Патэ с фотографом-моменталистом при нем в качестве оператора. По линии творческого оборудования— превос
ходный роман Жюля Ромэна — «Доногоо Тонка». На этом романе я учился сценарной технике.
Фабрика называлась «Кинокомсомол». Она просуществовала около двух лет. На ней были поставлены пять картин. Сцена
рии для одной из них писал я. Остальные поправлял. Все это делалась наощупь. Мы не знали, как делается кинематограф.
Мы некультурно обращаемся со своим прошлым. Все забыли о том, что в Союзе была комсомольская кинофабрика. А ее
Советская кинематография вступила в 16-й год своего существования. Истекшие 15 лет были годами бесспорного роста нашей кинематографии, годами роста ее творческих кадров.
Каковы же итоги этого роста? Как формируется в условиях советской кинематографии творческая биография режиссера
сценариста, оператора, актера? В какой связи находится она о социальными сдвигами, происходящими в нашей стране? Некие идейно-художественные задачи ставит перед собой художник и как осуществляются они в его творческой практике?
Редакция обращалась с этими вопросами к ряду творческих работников кинематографии. Высказывания сценаристов и режиссеров, публикуемые в настоящем номере журнала, показы
вают, что некоторые товарищи сузили предложенную тему, сведя все дало к жалобам на производство, к перечислению своих успехов или неудач. Редакция еще вернется к общей
оценке публикуемого материала и делает это предварительное замечание лишь затем, чтобы товарищи, пожелающие участ
вовать в продолжении анкеты, развернули именно творческую часть своих автобиографий, идейно художественные этапы своей работы.


М. Блейман




неполноценная профессия