сконцентрировать распыленные ресурсы и могущая — на основе единого плана — использовать их для максимально эффек
тивного строительства кинематографии. Своевременно учтя это, партия создала всесоюзное объединение, включив его в общую систему социалистической промышленности.
Почти трехлетний опыт работы Союзкино полностью подтвердил правильность ре
шения партии: за это время, несмотря на ряд ошибок руководства Союзкино, несмотря на недостаточно удовлетворительную работу как центрального его аппарата, так и периферии, удалось значительно увеличить производственную мощность ки
нофабрик, превратить некоторые из них в огромные по масштабу предприятия, освоить сложную технику звукового кино, при
ступить к производственным опытам по цветному кино, значительно расширить сеть киноэкранов, охватив ею и вновь возникающие в местах промышленных строек ра
бочие поселки и города, создать научноисследовательский институт и систему под
готовки кадров, а главное — создать та
кую сырьевую и техническую базу, которая уже сейчас почти полностью освободила нас от потребности в импорте.
Нужно прямо сказать— всего перечисленного мы добились именно потому, что су
ществовало единое кинематографическое хозяйство, централизованно планировавшее, направлявшее силы и средства всех киноорганизаций на основные задачи строитель
ства кинематографии. Следует отметить также и то, что кинематография в этот период превратилась в составную часть социалистической промышленности и получи
ла благодаря этому возможность использо
вать опыт передовых отраслей фабричнозаводского производства.
Выше мы упомянули об ошибках, которые допустило при проведении общей правильной линии руководство Союзкино.
Что мы имели в виду?
Понимая исключительную важность задачи скорейшего освобождения советской кинематографии от необходимости рабо
тать на импортной базе, получив хозяйство, целиком построенное (в части сырьевой и технической) на зависимости от капиталистических фирм, правление Союзкино, естественно, устремило свое внимание, глав
ным образом, на строительство и пуск фабрик пленки, механических заводов, на научно-исследовательскую и конструкторскую ра
боту по линии пленки и аппаратуры. Результаты оказались значительными, хоти нужно разрешить еще очень много физико
химических и физико-технических проблем, освоить немало технологических процессов, сконструировать не один десяток различных аппаратов и механических приспособлений, чтобы наша технико-сырьевая база стала на один уровень с мощной и совершенной базой американской кинематографии. Занявшись решением проблем тех
нико-сырьевой базы, Союзкино не сумело уделить должного внимания другим областям своей работы и прежде всего производству картин. Этот участок кинохозяйства только с начала 1932 г. стал выдвигать
ся на первый план, а между тем именно в 1930—32 гг. творческие кадры, переживавшие процесс глубокой внутренней пере
стройки, как никогда, нуждались во внимательном, заботливом и компетентном ру
ководстве. Недостаточность внимания к производству кинокартин подготовила благоприятную почву и для второй ошибки.
Ставя перед киноорганизациями задачу освоения опыта передовых отраслей социалистической промышленности, борясь за социалистическую плановость против самотека, за четкую организацию труда и дисциплину, против кустарщины и богемы, за хозрасчет и оздоровление финансов кинофаб
рик, добившись здесь очень значительных результатов, правление Союзкино не всегда умело избегать механического пе
ренесения опыта промышленности в такую особую область производства, каким яв
ляется изготовление кинокартин. Поэтому нередко проверенные и оправдавшие себя в промышленности методы планирования, организации труда и самого производствен
ного процесса становились для кино, как творческого процесса, прокрустовым ложем. В этих тесных и ненормаль
ных рамках творческая работа на кинофабриках легко превращалась из индивиду
ализированного труда в «серийно-массовоеизготовление картин, стирались творческие особенности отдельных мастеров или коллективов, продукция становилась обезличенной, низкой по своему качеству.
Таковы были результаты неправильного использования передового и правильного самого по себе опыта промышленности. Та
кова была вторая ошибка руководства объединения.
Следует отметить еще одну очень суще


ственную ошибку.