раемой кризисом Германии — главной производительницы подобных фильм — эта апелляция к прошлому, которая отражается в кинопродукции, конечно, особенно пока
зательна как одна из Ставок реставраторов германской империалистической мощи.
Комический элемент — обязательный составной элемент всех военных фильм. В каждой из них непременно фигурирует какой-нибудь простак в военной форме, ко
торый нейтрализует своим неиссякаемым юмором и смешной глупостью действи
тельный зловещий смысл военных событий, опрокидывающий иногда — помимо воли режиссера — бутафорскую нарядность фильмы. Прием своеобразной идеализации войны более детально разрабатывается в цикле специально фарсовых постановок, лишенных, понятно, чего-либо похожего на чаплиновское мастерство. Все подобные фильмы отличаются, как правило, добротной и веселой примитивностью и рассчи
таны на очень нетребовательные вкусы. Фильмы о забавных приключениях на войне должны действовать не качеством, а количеством — и количество их действительно огромно. Главные герои в них — толстяки, долговязые уроды и просто весельчаки. Разнятся (эти фильмы не по содержа


нию, которое всегда весело, бессмысленно


и Тенденциозно, а всего лишь (по названиям. Но будь то «Гордость третьей роты», «Цирк на войне», «Позвольте выйти, господин унтер-офицер!» или любая другая лен
та — все они развлекают не от избытка веселых чувств, а из расчета на незамет
ную, но безошибочную убедительность смеха.
Использование звуковой техники создало военную оперетку, в которой тот же самый толстяк, долговязый урод или просто весельчак действует в музыкальном офор
млении, каламбурит и играет на гармошке. Когда же он зрителю примелькался и на
скучил, как наскучили Пат и Паташон,
тоже, между прочим, уже показанные на военном фоне, — наступила эпоха «мирновоенных» фильм, которая продолжается до сего времени. Сцены веселой казарменной жизни чередуются в них с лирикой любов
ных похождений; щедро и с предельной фотогеничностью показываются парады, маневры и учения. И через любое сюжет
ное хитросплетение проступает единая тенденция: вот как прекрасна праздничная жизнь солдата своего отечества! Опереточ
ная внешность этих фильм позволяет им быть беззастенчивыми в стилизации действительности. Зритель, может быть, догадывается, что таких благородных генера
лов, братски относящихся к нижним чинам офицеров И всей счастливой и сытой обстановки военных будней в природе не су
ществует, но ведь — это оперетка! И он не требует логики и правдоподобия, а довольствуется такими фильмами как занима
тельным зрелищем, и, незаметно для себя, начинает их тенденции кое-как усваивать. В результате зритель приходит к выводу: «Что ж, если подобная жизнь (по фильме хотя бы «Команда любви») воспитывает к войне, то так ли ужасна сама война?


6


Так работает западное буржуазное киноискусство на подготовку империалистической войны. Окрашенная трагически, лирически или юмористически, война с буржуаз
ного экрана оказывается совсем не столь страшной. Нет ни одной буржуазной фильмы, которая представляла бы собой, дейст
вительный и действенный протест против войны. Ни одна из них войны не отрицает,
а, взятые вместе, все они ее защищают и оправдывают.