Кадр из фильмы „КШЭ“. Режиссер Э. Шуб
зываю ею те картины, которые хочу наблюдать. И получаю новый тип картины, которой не было до революции и не может быть за границей».
Группа киноков дала ряд работ, из которых наиболее ценными бесспорно Являются так наз. «Ленинские правды». Кинохрони
ка в дальнейшем переросла позиции документализма. Здесь не время и не место дискутировать по этому вопросу, но нам кажется, что так наз. документальный мате
риал Вертова в его руках обезличивался, терял специфику документа и был лишь средством для построения ряда более или менее удачных монтажных комбинаций.
Новым значительным этапом развития советской кинохроники является 1927 г. Снова выходит Совкиножурнал, организуется специальный Отдел хроники при фабрике Союзкино, перерастающий затем в фабрику, а после и во Всесоюзный трест хро

ники. В 1927 же году выходят работы

т. Шуб «Падение династии Романовых» и «Великий путь», работы огромной значи

тельности. В статье «Первая работа» в 1928 г. Э. И. Шуб писала:
«Увязывая смысловым монтажем разрозненные куски событий, фильма
«Падение династии Романовых» явилась подлинным кинодокументом не
давнего прошлого. Установка не
только показать факт, но дать факту оценку с точки зрения победившего в революционных боях класса. Это сделало фильму, смонтированную в основном из контрреволюционного материала, революционной и агитационной».
Зрителя агитируют — реальная среда, реальные люди и события,
данные в исторической последовательности, в правильном сопоставлении. Фильмы Э. И. Шуб не только агитационно-пропагандист
ские, но и Эмоционально-насыщенные. Потому что нет силы, более воздействующей, чем сила факта, поданного изобретательно с ясной целевой установкой. И характернейшая черта Шуб—вещи ее, при всей кажу

щейся «объективности» факта, глубоко субъективны: все время мы видим лицо ав

тора, его .отношение к материалу, его отношение к действительности. Еще в 1930 г. Шуб писала:
«Важно не Только снимать факты,
не только показывать, важно наше