Кадр из хроникальной фильмы „Пионерия . Оператор Мих. Слуцкий
селев), давший значительные качественные сдвиги, в последних своих номерах, пытаю
щийся найти форму увлекательной подачи материала, качественно растущий немой Союзкиножурнал, разрастающаяся сеть спе
циальных журналов — «На страже СССР», «Социалистическая деревня», «Пионерия», «Наука и техника» — уже занимают по праву принадлежащее им место в ряде других
произведений советской кинематографии. Но можем ли мы удовлетвориться этим? Нет, и еще раз нет.
«Ударник. Это слово знает весь мир. Его произносят во всех концах света—одни с восхищением, другие с ненавистью. И неудивительно, ибо в этом слове заключен великий символ социалистического строительства,
имеющего во всем мире много пре
данных друзей и много заклятых врагов». (Передовая «Правды» от 29/ХII 1932 г.).
Показ конкретного человека, показ ударника заводов, полей, науки еще не нашел себе разрешения в хроникальной кинопро
дукции. Человек, а снимали у нас этого человека много, дается фотографически: портрет — надпись, портрет — надпись. Гаk
лерея напряженно улыбающихся людей заменила показ человека в действии.
«Ценность людей в наше время не в том только, что они открывают разного рода Америки, а прежде всего в том, что эти люди вмешиваются в самую гущу жизни, идут в самую прозаическую грязь и ухабы и Осво
бождают землю нашу от всякой нечисти» (Анна Караваева «Как я работаю»).
Где у нас в хроникальной фильме этот человек?
«Пятилетка—это не только широчайшее хозяйственное строительство. Она означает также и величайшую
переделку людей. Пятилетка создала не только заводы и машины, она создала также и новый тип человека.
Ударник —вот этот новый человек, строитель Социалистического обще
ства— рабочий, сбросавший с себя ярмо капитализма, осознавший себя хозяином страны, хозяином промыш
ленности я беззаветно работающий над построением социалистического общества» («Правда», передовая 29/XII 1932 г.).