РСФСР. Председатель Совета Народных, Комиссаров. Москва, Кремль, 3/IV—1921 г. № а/3561.
Анатолию Васильевичу Луначарскому. Копия Главторфу
Чтобы поднять торфодобывание, надо широко поставить пропаганду: листовки, брошюры, передвижные выставки, кинематографические снимки, издание учебников, ввести в обязательный предмет в школах и в высших
технических учебных заведениях о торфодобывании, составить учебники, ежегодно посылать экскурсию за границу.
Конкретно нужно: 1) Поручить Госиздату отпечатать к 10/IV в количестве 100 000 экземпляров брошюру в полтора листа «Торф», сданную Главторфом 8/II с. г. в Агитационный Отдел тов. Мордвинкину, принять к пе
чати от Главторфа еще три брошюры и листовки с тем, чтобы выпустить их к 1 мая; Главторфу нужно выдать для распространения 15 000 брошюр.
2) Поручить Кино-Отделу в течение мая снять 12 лент под руководством- Главторфа торфодобычи (для России, для Украины, Урала, Белоруссии и Сибири).
3) Поручить Главпрофобру совместно с Главторфом к 1 июня разработать, проекты обязательного курса в школах и в высших учебных заведениях по торфодобыванию.
Прошу вас прислать мне копии ваших распоряжений и ответы соответствующих учреждений и лиц с указанием срока.
Председатель Совета Народных Комиссаров—В. Ульянов (Ленин).
(Печатается по копии, снятой Центральным управлением по добыче торфа для Г. Болтянского. Впервые полностью напечатано в XX Ленинском сборнике. М., 1932 г., стр. 238—239).
посеву, по уборке, молотьбе, нагрузке зерна, разгрузке его и ссыпке в элеваторы. Закончены съемки заводов Круппа, «Вулкан», Сименс-Шуккерт и др.
(„Петроградская правда , 1920 г., №199, от 8/IX, стр. 3).

письмо В. И. Ленина А. В. Луначарскому директивы В. И. Ленина по киноделу

Текст записи слов В. И. Ленина Н. П. Горбуновым 17/1—22 г.
Какие функции в фото-кино-деле остались за Наркомпросом? Кто в Наркомпросе заведует этим делом? Вызвать и поговорить с ним.
Организовать наблюдение за кино-представлениями и систематизировать это дело.
Все ленты, которые демонстрируются в РСФСР, должны быть зарегистрированы и занумерованы в Наркомпросе. Для каждой программы кинопредставления должна быть установлена определенная пропорция:
а) увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контр-революции), и
б) под фирмой «Из жизни народов всех стран».—картины специально пропагандистского содержания, как-то: колониальная политика Англии в Индии, работа Лиги Наций, голодающие Берлина и т. д. и т. д. Показывать не только кино, во и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями. Добиться, чтобы кино-театры, находящиеся в част
ных руках, давали достаточно дохода государству в виде аренды, предоставить право предпринимателям увеличить число номеров и вводить новые, но с непременной цензурой Наркомпроса и при условии сохранения про