Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Орган
Российской Ассоциации
Работников
Революционной Кинематографии
Ответственный редактор
В. А. СУТЫРИН
3-й год издания 1933
москва
Журнально-газетное объединение

советское

историческая

годовщина

(23 апреля 1932 г.— 23 апреля 1933 г.)
Год назад постановлением ЦК ВКП(б) были ликвидированы РАПП и другие особые пролетарские организации, работаю
щие в области искусства, и созданы единые союзы с комфракциями в них.
Оценивая результаты истекшего года один из поэтов между прочим заявил, что этот период — год без РАПП — был для него первым годом настоящего творческого труда.
Само собой разумеется, что такая оценка извращает смысл исторического реше
ния Центрального комитета, потому что ликвидация РАПП вовсе не обозначала лик
видацию какого-то мрачного, тяжелого и бесславного периода истории советского искусства, периода, в котором советские ху
дожники не могли свободно и продуктивно работать. Постановление ЦК очень ясно и точно говорило о причинах необходимости перестройки литературно-художественных организаций: 1) Успехи социалистического строительства обусловили за последние го
ды быстрый количественный и качественный рост советского искусства. 2) В этой об

становке, при наличии значительных кадров пролетарской литературы и искусства, рамки особых пролетарских организаций, соз

дававшихся в свое время партией для укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусств, стали узкими и тор
мозили серьезный размах художественного творчества. 3) Создалась «опасность превращения этих организаций из средства наи
большей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистиче
ского строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от зна
чительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству».
Таким образом постановление ЦК отнюдь не опорачивало необходимости (в прошлом) существования особых пролетарских органи
заций, не расценивало их работу только как сплошную цепь ошибок и не утверждало, как это иногда делают теперь некоторые товарищи, что лишь с ликвидацией этих организаций наступила эра настоящего развития и цветения советского искусства. Одна
ко, с обычной политической прозорливостью и мудростью. Центральный комитет отме
тил ненужность и вредность дальнейшего существования отдельных организаций, объединяющих только пролетарские кино