,26 комиссаров . Режиссер Н. Шенгелая. Оператор Е. Шнейдер
бы на такой рискованный прием. Я бы немедленно перенес действие в 1928 год
(фильма печаталась в 1928 году). Дал бы серый, неяркий день. Дождик. Это необязательно звучит чересчур по-чеховски, но та
кой вяло-бесхарактерный ветерок, пожалуй, не мешает... Я дал бы архитрудный совет
ский день. В преодолении этих трудностей участвовал бы один, но только один из бакинских пролетариев, заблуждавшихся и бо
ровшихся с интервенцией в 1919 поду. Но я дал бы трудности так, что зритель чувствовал бы, что этот трудный день будет ступенью к дальнейшему творчеству, ибо зритель сам себе окажет: «мы в 1919 поду преодолели. не такие бедствия». Никаких плакатных надписей, никаких напоминаний из
вне! И этот серый архитрудный день лучше пышных лозунгов и назойливых надписей показал бы, что мажет сделать пролетариат, если он идет по линии активной историче
ской необходимости и втаптывает в грязь эсеровскую благоразумненькую, трезвенькую «бентамовскую» арифметику. Такую концовку я бы считал мобилизующей. Я, конечно, не настаиваю именно на таком! вари
анте, я просто хочу пояснить свою мысль. Концовка же Шенгелая для меня неприемлема.
К сожалению, я ничего не говорю о работе художника-оператора. Это должно быть сделано самостоятельно специалистами. Я беру фильму как синтетическое целое, как работу творческую — единого коллектива.