Арт. Иг. Савченко в роли эсера „26 комиссаров . Режиссер Н. Шенгелая. Оператор Е. Шнейдер

волизации массы в одном человеке,— это было бы слишком абстрактно.

Он, как мне кажется, поставил задачу дать массу как цельный образ во всем многообразии, конкретно
сти, единстве и различии ее. Остальные же образы, как помогающие раскрыть основной, даны с резко очерченной однолинейной характеристикой.

Поэтому товарищи, которые сетуют на режиссера Шенгелая за то, что мало пока

заны в картине комиссары, что совсем не показано, как хорошо, честно и общечело
вечно любит эсер свою жену, не понимают темы и поэтики фильмы.
Мне кажется, что это основная ошибка многих выступлений в дискуссии. Отсюда, вме
сто того, чтобы упрекать Шенгелая в том, что он недостаточно последова
тельно проводил поставленные задачи, его упрекают в том, что «26» не комедия, не бытовая драма или не водевиль.

Основоположники марксизма в общеизвестных письмах к Лассалю и Маргрет

Гаркенс, несмотря на то, что ошибки последних в некоторых частях смыкаются (абстрактность, недостаточная реалистичность
и т. д. Лассаля ориентируют на Шекспира, Гаркенс на Бальзака. И это, как нам
кажется, говорит о том, что разные жанры литературы требуют некото
рого различия в эстетических нормах, к ним предъявляемых, и что
нельзя с одинаковыми эстетиче
скими требованиями подходить к трагедии и, скажем, к оперетте.
Критики, открывшие огонь по фильме Шенгелая с позиции облюбованного ими одного жанра, уподобляются пресловутому садовнику, который, страстно любя марга
ритки, требовал от всех остальных левкоев, чтобы они перестроились. Вся бесполезность такой критики совершенно очевидна. Она не помогает художнику, а только дезориентирует его и кроме того ставит критикующего в недостойное положение.
Надо приветствовать тот подъем на линии, условно говоря, жанра портрета, который замечается в кинематографии и на театре,