Арт. Анджапаридзе в роли жены рабочего. „26 комиссаров . Режиссер Н. Шенгелая. Оператор Е. Шнейдер
В чем суть раскрытия образа? Эсерик прилип к ситуации, но осужден активной исторической необходимостью. Он мог победить временно, стать «рыцарем на час», и только. И вот мне говорят: «не живой человек». А я вот этого
человека вижу. Я вижу и представляю себе его беловолосым, эдакой учитель из Вятки. Голубоглазый, с зеленовато ехидным отли
вом. Гарантирую, что в 1905 году, после поражения революции 1905 года, эсерик был в рядах «веховцев», он трижды отрекался.
Он обязательно сторонник Фрейда и безумно влюблен в «тайну» творчества и
«многогранную индивидуальность». Я его вижу! Подан ли эсерик гротескно?—Да.
Карикатурно? — Да. Но так и нужно. Должен заявить, что гротескность ни в какой мере не порок. Может, вы хотите, что
бы мы палача Носке подали не гротескно, не сатирически? В психологических нюан
сах?— Ошибка. А Иудушка Головлев у Щедрина подан разве не гротескно?
Никогда марксизм не боялся психологии! Но какой? Правда ли, что всякая психоло
гия— убыль воли и разбухание созерцательности? Неверно! Переделка человеческого материала немыслима без воздейст
вия на психику. Но значит ли, что мы за психоложество, за перманентные психоло
гические мотивировки?—Ничего подобного. В чем основной грех Либединского? Либединский убежден в том, что каждый поступок должен сопровождаться психологической мотивировкой. Нельзя —с позволе
ния сказать—нос вытереть без психологической мотивировки. Психология во что бы то ни стало, психология везде и повсюду. Ему кажется, что жест без психологической мо
тивировки,— это дензнак, не обеспеченный золотой валютой. И тогда начинается ковы
ряние в психологии. И странно: эта погоня за психологией во что бы то ни стало пре
вращается в рассуждательствО, в рассудочность. Рассудочность свойственна и Либединскому и Безыменскому. У Либединского рассудочность потому, что он чересчур возится с психологией, у Безыменского потому, что он не хочет совсем возиться с психологией.