Проводы на Днепрострой. „Иван . Режиссер А. Довженко. Оператор Д. Демуцкий

Реальное движение внутри кадра Довженко всегда сознательно несколько тор
мозит, задерживает. Все эти оттенки, эта игра на деталях, на торможении, на замед
ленном движении внутри кадра и т. д., не нарушая внешней скульптурности его героев, придает им в то же время, с одной стороны, внутреннее напряжение, подчер
кивает интенсивность мысли, с другой — сохраняет ту жизненную теплоту, которую многие отмечали как особую лиричность героев Довженко. Он старается этой системой работы с актером раскрыть самое интимное, неуловимое, глубокую работу сознания, работу мысли (которая, как извест
но, не любит излишне аффектированной жестикуляции) и через передачу различ
ных оттенков в смене настроений и чувств придать своим героям глубоко жизненный индивидуальный характер, в то же время всегда сохраняя за ними то общее техническое единство, которое объединяет, всех ге
роев Довженко в одно целое, говорит о том глубоко общем, что есть в этих новых людях нового социалистического общества.
Довженко сумел создать, по крайней мере во внешнем пластическом воплощении, глубокий, прекрасный и осмысленный образ нового человека нашей эпохи.
Чрезвычайно интересна также роль слова, речи в картине, в характеристике героев фильмы. Эта речь также почти всегда несет в себе черты единства индивидуального и типического. Она включает в себя ха
рактерность индивидуального разговора, ко в то же время никогда не переходит в голую бытовщину, а выступает как нечто типическое, обобщенное. Вспомним смех и разговор земляка и отца Ивана, о кото
рых мы говорили выше, вспомним слова Ивана, обращенные и земляку: «Здесь иньша хватка, здесь школа нужна», прозвучав
шие по-иному в устах земляка и как бы осмысленные его опытом, снова вернувшиеся к Ивану и повторенные им с новой силой, с новым выражением.
На этом мы пока кончим в общих чертах разбор характеристики Ивана, данной Довженко, характеристики той «большой биографии», частью которой является судьба