Ивана и которая раскрывает перед нами основные черты этого здорового и мощного тела социалистической стройки.


3


Теперь остановимся несколько на «родимых пятнах капитализма» и на основном их носителе в картине, т. е. на образе прогуль
щика. Образ прогульщика — безусловно большое творческое достижение режиссера Довженко. В нем он сумел показать, как образ, данный чрезвычайно жизненно и кон
кретно, может включить в себя и в большей даже мере, чем остальные, все же несколько абстрактно данные образы, огромное идейное богатство, глубокое обобщение. Трудно сейчас в этой статье показать и раскрыть все богатство и сложность образа прогульщика. Но остановимся вкратце на его основных чертах. Прогульщик почти с самого начала, еще в деревне, дается как личность, противопоставляющая себя социалистической стройке, социалистической дисциплине, социалистическому труду. Вспомним смех его над выступлением комсомольца на колхозном собрании, его слова: «та
кого закона нет, захочу пойду». В дальнейшем на стройке это его противопоставление себя социалистическому строитель
ству все больше и больше выявляется по всем основным линиям, которые выдвига


ются новыми общественными отношениями,


новым человеком. Там раскрывается его отношение к социалистическому труду, который он воспринимает как принуждение, к
свободе личности, которую он понимает как анархо-индивидуалистическую буржуазную свободу, как право на произвол; его отношение к технике, которой он боится и ко
торую воспринимает как насилие над биоло
гической природой человека и от которой бежит, скрывается в природу.
Актер глубоко понял творческий замысел Довженко и сумел талантливо его воплотить. Это по существу красивое, мужественное
лицо, которое мы видели в «Земле» в роли отца Василя — Панаса, здесь, в фильме «Иван», совершенно изменяется. Оно приобретает в основных своих чертах нечто жи
вотное, звероподобное, характеризующее человека, стоящего на низшей ступени развития. Во всем— в жестах, в ухватке, в ми
мике, в походке— проступает эта дикость его, эта звериная повадка Это поистине па


родия на человека, отброс человеческого общества, шлак. И такая характеристика


этого образа достигается Довженко и актером отнюдь не голой карикатурностью в обрисовке его внешнего облика. Все его
действия большей частью вполне жизненны и реальны. Они лишь слегка утрируются режиссером и актером (сцена в комнате с сыном, черная касса и т. д.) через компо
зиционное расположение или монтажным перерывом движения по кадру (сцена у черной кассы, где Довженко нарушением пространственно-временной непрерывности внутри кадра еще больше подчеркивает нелепость, анахронизм этой фигуры на здоровом теле социалистической стройки).
В этом образе Довженко в большей мере, чем в образах других действующих лиц, дает единство характерного и типического. Довженко строит образ прогульщика чрезчайно необычно. И здесь может возникнуть вопрос: не является ли эта необычность просто фокусом, просто «остранением ради остранения», как это мы часто наблюдаем при чисто формалистском подходе к обри
совке того или иного образа? На первый взгляд может, конечно, создаться такое впечатление. Но если мы подойдем к рассмот
рению этого образа более углубленно, то увидим, что это «остранение» обыденного таит в себе отнюдь не простой трюк, а желание дать в нем большое философское обобщение. Как обыкновенно изображается прогульщик в наших фильмах, картинах, кари
катурах? Необходимыми атрибутами, неизменно сопутствующими этому изображению, атрибутами, которые определяют в основном его характеристику, являются или бу
тылка (пьяница) или подвязанная щека (симулянт) и поэтому, конечно, основной акцент в этих изображениях неизбежно по
лучается на самом проступке (пьянство), а не на политическом содержании прогула.
Довженко в фильме «Иван» дает образ «прогульщика», который бросает работу не для бутылки русской горькой, не для по
пойки, никто прогульщика на этот грех не соблазняет — он просто уходит ловить ры
бу. Всей характеристикой этого образа Довженко переносит центр тяжести с про
стого поступка (пьянство, симуляция) на политическое содержание прогула. Не в том дело, что прогульщик пьянствует, важ
но, что он лодырь, что он нарушает социалистическую дисциплину труда ради личного произвола, что он противопостав


ляет социалистическому труду свои личные


интересы, выдвигая их на первый план. Довженко всей характеристикой образа.